ФНС проехалась по Mazda

Российское подразделение японской Mazda — компания «Мазда мотор рус» проиграла судебную тяжбу с Федеральной налоговой службой. В ходе проверки деятельности компании в 2009 году налоговики выявили схему по уходу от уплаты налогов, заподозрив, что она закупала машины у своих партнеров по завышенной цене, а продавала затем по обычной. Таким образом, «Мазда мотор рус», считают налоговики, работала в убыток, а выручку выводила за рубеж. Представители Mazda не согласились и выиграли первый суд, но на днях Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение. Теперь «Мазда мотор рус» должна уменьшить свои убытки на 1,3 млрд руб., заплатив в бюджет пятую часть этой суммы. У компании остается, впрочем, возможность вновь подать жалобу.


Сенсационное решение, больно ударяющее как по бюджету, так и репутации крупнейшего производителя автомобилей, вынес Девятый арбитражный апелляционный суд. Слушания проходили под председательством судьи Рашита Нагаева, известного, в частности, участием в рассмотрении жалоб ЮКОСа и спора о налоговых недоимках British American Tobacco.

Претензии к «Мазда мотор рус» возникли у сотрудников столичной межрайонной инспекции ФНС N49 (специализируется на крупнейших налогоплательщиках) в ходе выездной проверки деятельности компании за 2008-2009 годы. Сама ревизия была начата в 2011 году и заняла почти год. В итоге налоговики пришли к выводу, что «Мазда мотор рус» вывела за рубеж около 2,6 млрд руб. прибыли и не уплатила с этой суммы налогов примерно на 600 млн руб. Сама схема, как следует из материалов суда, была довольно простой. «Мазда мотор рус», являясь уполномоченным дистрибутором, осуществляла импорт иномарок в Россию и реализовывала их через дилерскую сеть. Всего в 2009 году «Мазда мотор рус», по данным налоговиков, приобрела у другой «дочки» Mazda — бельгийской «Мазда Мотор Логистике Н.В» — около 30 тыс. машин на общую сумму почти 21,2 млрд руб. Представители «Мазда мотор рус», как указано в материалах дела, объясняли, что из-за мирового финансового кризиса и «неблагоприятной ситуации на российском автомобильном рынке» произошло значительное «падение покупательского спроса». В результате доходы компании от перепродажи автомобилей снизились. Убыток только от перепродаж составлял 1,2 млрд руб., а общий убыток компании — почти 4,4 млрд руб. При этом бельгийская компания отчиталась о получении чистой прибыли более чем в €6 млн.

«Налоговый орган пришел к выводу, что основной причиной возникновения убытков в 2009 году стало приобретение у продавца автомобилей по завышенным ценам»,— указано в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда. По данным налоговиков, завышение составляло от 20% до 200%, поэтому компания фактически работала в России себе в убыток. Налоговики сочли, что деньги попросту уводились за рубеж, а в России налоги не платились. По закону Mazda могла сама устанавливать цены для расчетов между своими «дочками», поэтому сотрудникам ИФНС пришлось провести ряд серьезных исследований ценообразования, в частности, было проведено сравнение рентабельности и ценообразования порядка десяти крупнейших мировых автогигантов. Отдельно налоговики указывали на то, что бельгийским и российским филиалами Mazda руководил гражданин Германии Манфред Йорг Шрайбер. Правда, сам он в разговоре с инспекторами отрицал этот факт.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №65 от 16.04.2014

Автор: Владимир Семенов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

16 апреля 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 2815

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте