Европейский автомобильный рынок не угодил старикам и молодежи

Газета The Wall Street Journal опубликовала исследование европейского автомобильного рынка, который никак не восстановится после кризиса. Препятствует этому сразу несколько факторов: старение населения и изменение предпочтений молодежи, которая уже не считает автомобили символом статуса, слабость экономики и рост цен на бензин, перенасыщенность рынка и хорошая работа городского общественного транспорта.


Европейская экономика во втором квартале текущего года впервые после кризиса показала рост на 1,1%. Однако это никак не сказалось на автомобильной индустрии, которая еще далека от докризисного уровня и в лучшем случае только стабилизируется. Основная причина, по мнению The Wall Street Journal, в демографической ситуации. Так, в США численность населения в возрасте от 15 до 65 лет постоянно увеличивается, и эта тенденция, по прогнозам ООН, сохранится на ближайшее десятилетие. В Европе же с 2011 года эта возрастная группа, на которую приходится основная масса водителей, постоянно сокращается из-за снижения рождаемости в предыдущие десятилетия.

По прогнозам ООН, в следующие десять лет она сократится на 1,4%. По оценкам Morgan Stanley, которые приводит WSJ, один только фактор старения европейского населения может сократить продажи на 400 тыс. автомобилей в год на ближайшие десять лет. Исследовательская компания IHS Automotive считает, что в 2020 году в Европе будет продано 14,7 млн автомобилей, а это на 8% ниже показателя 2007 года, когда было продано 16 млн автомобилей. В текущем году, по оценкам IHS Automotive, эта цифра будет вообще минимальной — 12,2 млн.

С середины 2000-х годов, а особенно после кризиса, европейцы стали меньше ездить на своих автомобилях, экономя на бензине. В результате автомобили меньше изнашивались и отпала необходимость их менять. По данным исследовательской компании Roland Berger Strategy Consultants, которые приводит WSJ, средний возраст автомобиля в Европе вырос в 2012 году до 8,7 года, в то время как в 2009 году он составлял 7,9 года. Усиливает эту тенденцию и хорошая работа общественного транспорта в европейских городах, а также существование системы каршеринга, краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой. Европейцы теперь все чаще прибегают к услугам каршеринговых компаний (например, Flinkster в Германии, Autolib` во Франции, City Car Club в Великобритании) для коротких деловых поездок внутри городов и за их пределами.

Немаловажным является также изменение предпочтений среди европейской молодежи. Молодые люди уже не стремятся поскорее получить права, как это делали их родители, и не считают автомобили статусным символом. Это особенно заметно в тех странах Европы, которые больше пострадали от кризиса. Однако и в экономически сильной Германии, жители которой всегда любили автомобили, доля покупателей автомобилей из числа людей в возрасте до 30 лет сократилась в первой половине 2013 года до 2,7% от общего числа продаж автомобилей. В 1999 году эта доля составляла 6%.

Не способствует восстановлению европейского автомобильного рынка и ситуация в автомобильной индустрии. В период кризиса большинство европейских автопроизводителей, в отличие от американских, не торопились с реструктуризацией, предпочитая не закрывать заводы, чтобы сохранить рабочие места.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ», 01.10.2013

Автор: Алена Миклашевская

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте