Авторынок увеличивает пробег

Объемы продаж легковых автомобилей в 2016 году продолжают снижаться. Сокращение реальных доходов населения и рост курса иностранной валюты сместили интерес потребителя в сторону автомобилей с пробегом, доля которых в общем объеме продаж растет. По прогнозам экономистов агентства PricewaterhouseCoopers, восстановление автомобильного рынка в России до уровня 2012 года возможно примерно в течение семи лет.


В минусе

От 2016 года эксперты не ожидают приятных сюрпризов. «Отрицательная динамика сохранилась даже на фоне низкой базы. За первые семь месяцев года падение продаж превысило 14%», — комментирует Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом финанс». И эта тенденция нарастает.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), июль 2016 года озна­меновался падением уровня продаж на 16,6%, или на 21 742 штуки, по сравнению с июлем 2015 года.

«Самый значимый фактор, оказывающий влияние на рынок, — ценовая политика производителей, — отмечает Илья Титов, руководитель направления продаж сегмента «Авто» (проект Irr.ru). — Цена, в свою очередь, зависит от курса валют, а также от уровня локализации производства. На данный момент уровень локализации производства легковых автомобилей не превышает 45%, что является невысоким показателем (ранее Минпромторг заявлял о планах выхода на уровень 65%, но в текущей экономической ситуации это стало невозможным)». Как показывает статистика, автопроизводителям, имеющим заводы в России, удалось удержаться в списке лидеров продаж. «Из десяти самых продаваемых брендов рост по итогам продаж показал только Ford (зато сразу на 60%). Лидерство продолжает сохранять АвтоВАЗ за счет удачного и своевременного запуска двух новинок — Vesta и XRay. Также можно отметить, что со стартом выпуска Toyota RAV4 на петербургском заводе японской компании окончательно оформилась тенденция, согласно которой в топе продаж присутствуют только модели российского производства — 20 самых популярных автомобилей сделаны на территории страны», — констатирует Николай Степанов, региональный директор Русского автомотоклуба (РАМК).

В числе аутсайдеров среди известных мировых брендов Mitsubishi со снижением продаж на 72%, Datsun — на 55% и Chevrolet — на 30%. На фоне сокращения спроса на популярные зарубежные бренды рост продаж демонстрируют китайские автомобили. Причем, опять же, тех марок, которые успели открыть собственные производства в России. Автостат сообщает, что в 2016 году самым продаваемым среди китайских новых легковых автомобилей остается Lifan (производятся на заводе «Дервейс» (Derways) в Черкесске, КЧР). С января по июль включительно прирост продаж автомобилей марки Lifan превысил 55%.


Автопарк обрусел и постарел

В общем объеме продаж растет доля автомобилей отечественной сборки. «В статистике за январь-июль 2016 года лидируют Lada Granta, Hyundai Solaris и Kia Rio. Это бюджетный сегмент, на него приходится около 23% продаж», — отмечает Георгий Ващенко. По данным «Автостата», за первое полугодие текущего года доля отечественных автомобилей в общем объеме продаж выросла почти на 2%. Эксперты считают, что это устойчивая тенденция. «Уход с российского рынка некоторых зарубежных марок формирует конкурентное преимущество АвтоВАЗу. Визуализация моделей и развитие агрегатов автомобиля сопоставимы с европейскими и азиатскими аналогами. АвтоВАЗ может заполнить ниши среднеценового сегмента, предложив более широкую опциональную базу и форсирование реанимации проекта „Нива 4х4“», — комментирует Александр Арский, кандидат экономических наук ФГОУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации».

Еще одна устойчивая тенденция — рост продаж автомобилей с пробегом. В то время как рынок новых машин продолжает испытывать падение, российский рынок легковых автомобилей трейд-ин, по наблюдениям аналитиков «Автостата», растет. Только в первом квартале, по данным аналитического агентства, он составил 10,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. «Автомобили с пробегом занимают все более существенную часть в доходах дилеров и дают требуемую загрузку отделам продаж, позволяя не сокращать персонал», — констатирует Николай Степанов. Илья Титов добавляет, что основным спросом пользуются подержанные автомобили в ценовом сегменте 300 тыс. руб., а лидерами продаж являются Ford Focus второго поколения и Toyota Corolla предыдущих генераций. Регионы юга России демонстрируют хорошую динамику продаж легковых автомобилей трейд-ин-сегмента по сравнению с другими территориями. Так, Краснодарский край, согласно статистическим данным, занимает третью позицию общероссийского рейтинга по росту доли автомобилей с пробегом в совокупном автопарке, Ростовская область на пятом месте. Причем если оценивать не долю в общем объеме, а рост продаж, то Ростовская область даже опережает Краснодарский край (+10,3% и +6,4% соответственно).


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №150 от 18.08.2016

Автор: Иван Демидов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

18 Августа 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 1172

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте