Автопрому предложили радикальное лечение

Позиции Минэкономики и Минпромторга по вопросу поддержки автопрома по-прежнему кардинально расходятся. Минэкономики предлагает радикальные меры: смягчение соглашений о промсборке и даже заключение новых договоров, вопреки обязательствам РФ перед ВТО, а также возобновление льготного автокредитования. Но Минпромторг резко против таких послаблений. В результате самой реальной мерой господдержки остается продление действующей программы утилизации.


К сегодняшнему совещанию у Дмитрия Медведева по «обеспечению устойчивого развития экономики» Минэкономики подготовило меры поддержки автопрома. По данным «Ъ», большинство идей уже обсуждалось — это выделение еще 10 млрд руб. на госпрограмму обновления автопарка, субсидии на закупку газомоторной техники на 3,8 млрд руб. и возобновление льготного автокредитования для отечественных автомобилей (2 млрд руб.). Общую поддержку пока имеет лишь первая из этих мер: глава департамента специального и транспортного машиностроения Минпромторга Александр Морозов отмечает, что при программе обновления парка «на каждые вложенные 10 млрд руб. в бюджет возвращается 12,6 млрд руб.». Источники «Ъ» говорят, что программу поддерживают и Минэкономики, которое «за стимулирование спроса любыми способами», и Минфин.

Но Минэкономики предложило и неожиданную меру — смягчение обязательств по локализации и перенос на один-два года сроков запуска новых производств автоконцернов в рамках соглашений о промсборке. По соглашениям 2011 года, иностранные автопроизводители (Renault-Nissan с АвтоВАЗом, КамАЗ с Daimler, Ford с «Соллерсом», Volkswagen, GM) должны достичь к 2018 году локализации в 60%, запустить производство мощностью 300-350 тыс. автомобилей в год и инвестировать в НИОКР. По данным источников «Ъ», предложения смягчить или заморозить обязательства на фоне девальвации рубля и спада спроса поступали в Минпромторг «довольно часто». Один из собеседников «Ъ» считает, что «это мог, в частности, лоббировать Volkswagen», который в 2015 году должен запустить завод двигателей.

Но, по данным «Ъ», Минпромторг против этого. Еще во вторник министр Денис Мантуров говорил, что пересмотр соглашений «не обсуждался и даже не стоит на повестке дня». Не исключено, что идею заблокируют и сейчас: по данным источников «Ъ», есть вариант предложений без пункта о смягчении условий промсборки. Собеседники «Ъ» говорят, что, в частности, уже отклонено еще более радикальное предложения: разрешить заключать новые соглашения о промсборке, вопреки нормам ВТО. В этом могли быть заинтересованы китайские автоконцерны, Subaru, Honda и Range Rover. В китайских Chery и Lifan обращения с просьбами о заключении новых соглашений подтвердили. В Минэкономики лишь заявили «Ъ», что «информацией о совещании не располагают», а представитель вице-премьера Аркадия Дворковича отказалась от комментариев до совещания.

Позицию Минпромторга разделяют и часть автоконцернов. Например, в «Соллерсе» (в холдинг входит УАЗ) сообщили «Ъ», что выступают против смягчения условий промсборки, поскольку уже «сделаны масштабные инвестиции» для запуска новых производств в 2015-2016 годах. В Ford Sollers и Renault тоже говорят, что не нуждаются в смягчении условий и выполняют условия локализации. Но источник «Ъ» в одном из иностранных концернов идею поддержал. Собеседники «Ъ» среди автопроизводителей объясняют, что сроки, когда нужно инвестировать в мощности, совпали с «дестабилизацией рынка». В GM от комментариев отказались, связаться с представителем Volkswagen не удалось.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №6 от 19.01.2015

Авторы: Яна Циноева, Егор Попов, Анатолий Джумайло

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

19 Января 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 1447

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте