Автопрому показали китайский путь

На АвтоВАЗе считают, что если не начать развивать в стране инжиниринговую базу, то Россия откатится на начальный уровень развития индустрии. В компании говорят о необходимости создания отечественных платформ и компонентов на базе локальных поставщиков, что принесет экономике 5,5 трлн руб. до 2025 года. Подобный путь прошли, например, Китай и Южная Корея, в разное время перешедшие от сборки импортных моделей к созданию своей автоиндустрии, но применить их опыт в России будет непросто. Как отмечают эксперты, требуется окупаемость инвестиций в новые технологии, что затруднительно на низком рынке с неясными перспективами восстановления.


В распоряжении «Ъ» оказалась презентация АвтоВАЗа с предложениями по развитию добавленной стоимости в автопроме в России. Ее основная идея — необходимость развития в РФ инжиниринга, чтобы в среднесрочной перспективе отрасль могла «трансформироваться до мирового уровня». В компании считают, что с учетом негативной динамики рынка сейчас «последний шанс что-то предпринять, прежде чем промышленность окончательно откатится до начального уровня» (интеграция зарубежных моделей и производство без инжиниринга и знаний). Судя по презентации, несмотря на определенный правительством экспортный вектор развития, сейчас без инжиниринговой базы у автопрома нет реального экспортного потенциала.

С 2000-х годов в РФ реализуется программа привлечения зарубежных автоконцернов: в обмен на локализацию производства в стране им предоставляются таможенные льготы. В итоге в стране возникли несколько новых автозаводов (Kia, Hyundai, Volkswagen, Ford, Renault и другие), выпускающих автомобили с частичным использованием местных комплектующих. Но после девальвации рубля в 2014-2015 годах выяснилось, что локализация производств не всегда достаточна: как иностранцы, так и производители РФ поднимают цены из-за удорожания импортных компонентов.

С учетом скрытого импорта (привозные детали для собираемых здесь комплектующих) потенциал локализации глобальных платформ в автопроме РФ ограничен 35-40%, оценивают на АвтоВАЗе. В презентации подчеркнуто, что преимущества российского компонентного производства за счет слабого рубля преувеличены, например, цена ряда локальных компонентов после девальвации выросла гораздо сильнее импортных. С учетом девальвации на 66% в 2015 году цены импортных деталей увеличились лишь на 11%: зарубежные производители «фактически помогли значительно смягчить удар от повышения цен локальных поставщиков». Цены последних росли даже быстрее девальвации, и потеря конкурентоспособности в соотношении цена-качество оценивается в 70%. Отказ от развития инжирининговой базы на АвтоВАЗе рассматривают как сценарий, при котором Lada может «умереть», а потенциал производства в России для западных производителей расширится.

АвтоВАЗ предлагает государству комплексно разработать цепочку добавленной стоимости: вырастить «5 тыс. будущих лидеров и экспертов автопрома», создать правительственную НКО с привлечением отечественных и зарубежных представителей отрасли. Производителям нужно определить «пять перспективных платформ, возможно, совместных — для наибольшего объема», а также «обеспечить обязательство использовать локальные системы и компоненты» при экспорте. Из базы поставщиков, по мнению АвтоВАЗа, нужно выделить целевых и развивать их до мирового уровня. В перспективе до 2025 года это может дать экономике РФ дополнительно 5,5 трлн руб. и 1 млн рабочих мест.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №172 от 19.09.2016

Автор: Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

19 сентября 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 2361

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте