Штрафы для дилеров могут вырасти в разы
Авторитейлеры предупредили о возможных финансовых проблемах и рисках банкротств в отрасли. Это следует из письма ассоциации РОАД от 27 июля, направленного в Госдуму, Минпромторг и Минэкономразвития («Известия» ознакомились с документом). Согласно поправкам в закон о защите прав потребителя, судам могут запретить снижать размер штрафов за неисполнение требований клиента. Это окончательно убьет честный бизнес и приведет к волне потребительского экстремизма, уверены участники рынка. Юристы считают разумной фиксацию размера штрафа для нерадивых продавцов. Правда, в нынешней редакции эти меры противоречат нормам Гражданского кодекс.
Штрафные риски
Сейчас потребитель может потребовать от недобросовестного продавца неустойку 1% в день от цены товара и штраф ½ от присужденной суммы, в которую помимо неустойки могут войти и другие компенсации (например, морального вреда). По словам сопредседателя Союза потребителей России Антона Недзвецкого, в случае с автодилерами речь иногда идет о взыскании суммы как за просрочку ремонта, так и о возврате денег за машину.
Право уменьшать штрафы Верховный суд дал в 2012 году. «В настоящее время суды сформировали относительно единообразную практику по вопросу снижения размера штрафа при его несоразмерности последствиям нарушений», –– говорится в письме РОАД. В документе отмечается, что судебные органы в целом придерживаются правила, что размер штрафа и неустойки совокупно не должен превышать стоимости заказа — товара или услуги.
«Одним из мотивов снижения штрафа служит финансовое и имущественное положение продавца, при котором взыскание суммы в полном объеме поставит его под угрозу банкротства», — говорится в письме РОАД.
Проект закона, внесенный сенатором Вячеславом Тимченко и группой депутатов в июле этого года, запрещает уменьшать размер штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований клиента.
Дилеры подчеркивают, что для автомобилей требования закона о защите прав потребителей и так чрезмерны. Например, за машину ценой в 10 млн рублей приходится платить неустойку в размере 100 тыс. рублей за каждый день просрочки требований покупателя. В документе также отмечается, что если штрафы запретят снижать, то «потребителю будет выгодно вести себя недобросовестно, и это усилит нагрузку на суды».
«Это просто окончательно убьет честный бизнес. Такого жесткого закона (о защите прав потребителей. –– «Известия») нет нигде в мире, а у нас предлагается его еще больше ужесточить», –– сказал «Известиям» глава РОАД Олег Мосеев.
На фоне стагнации на рынке новых легковых автомобилей дилерских центров в России становится все меньше. С 2014 по 2018 год, по данным ассоциации, их число сократилось с 4,1 до 3,3 тыс., а с начала этого года прекратили свою деятельность 55 центров. В комитете Госдумы (ГД) по экономической политике подтвердили «Известиям» получение письма. В пресс-службе Минпромторга ответили, что не видели законопроекта. Минэкономразвития оперативно не ответило на запрос «Известий».
Есть опасения
Размер неустойки и штрафа, по действующему законодательству, может вдвое превышать стоимость автомобиля, сообщили «Известиям» в юридической службе дилера «Авилон». Там добавили: предложенные изменения в закон о защите прав потребителей действительно приведут к увеличению числа судебных споров и новой волне потребительского экстремизма.
В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» отметили, что действующая редакция закона не всегда позволяет однозначно определить, кто виноват в неисправности. Например, был проведен некачественный ремонт в сервисе, что привело к поломкам, а иски подаются к официальному дилеру (продавцу) –– якобы автомобиль имел дефекты при покупке, отметил представитель компании.
В «Автомире», «Рольфе» и других крупных компаниях не ответили на вопросы «Известий».
В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Iz.ru 12 сентября 2019 года.
Авторы: Александр Волобуев Ирина Цырулева
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания- 0
- 7334
Новости по теме:
- 29 марта 2024
- Дилеры спрогнозировали сокращение брендов из КНР
- 14 марта 2024
- Период спеццен заканчивается вместе с запасами
- 7 марта 2024
- Индекс РОАД в феврале прибавил 31%
- 6 марта 2024
- Завод двигателей Haval начал работу
- 4 марта 2024
- Минпромторг: авторынок превысил 220 тысяч
- 29 февраля 2024
- Trade-in стал основным каналом пополнения склада
- 29 февраля 2024
- Как АвтоВАЗ отодвинул от денег три завода
- 27 февраля 2024
- В автолизинге только пассажиры
- 27 февраля 2024
- Поставки иностранных запчастей могут ограничить
- 26 февраля 2024
- Перечень машин для госслужащих расширен
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте