Машины будут предупреждать о нарушениях ПДД

Автомобили, собранные в России, планируется оснащать системами оповещения водителя о потенциальном нарушении ПДД. ГОСТ о требованиях к таким комплексам примут до конца октября 2020 года, сообщили «Известиям» в Росстандарте. Технические возможности автопроизводителей позволяют реализовать такой функционал, то есть научить машины распознавать дорожную разметку, знаки и светофоры, уже сегодня. Потенциальный рынок устройств оценивается в 40-60 млрд рублей в год, отмечают эксперты. При этом возможности для снижения аварийности с помощью повышения штрафов фактически исчерпаны.

Добавят интеллекта

На машины, собранные в РФ, позволят устанавливать системы помощи водителю, способные распознавать дорожные знаки, разметку и сигналы светофора. Это предусматривает новый национальный стандарт (ГОСТ Р) «Системы распознавания объектов инфраструктуры...», с которым ознакомились «Известия».

Заместитель гендиректора по информационным и интеллектуальным системам ФГУП НАМИ (разработчик документа) Денис Ендачев сообщил «Известиям», что ГОСТ уже прошел публичное обсуждение, выполнена его корректировка в соответствии с замечаниями автопроизводителей и сейчас находится на стадии утверждения. В Росстандарте уточнили, что документ планируется принять в конце октября.

Стандарт описывает технические характеристики системы распознавания объектов инфраструктуры (СРОИ), методы ее испытаний и функционал. «Видеть» дорожные знаки, светофоры и разметку она будет с помощью специальных камер, данные от них проанализирует вычислительный модуль и передаст водителю на экран или звуковым сообщением. Система сможет работать при скорости машины до 150 км/ч. Дальность обнаружения дорожных знаков и сигналов светофора должна составлять от 30 до 100 м. Нововведение не предполагает оснащения датчиками и другими устройствами сами элементы дорожной инфраструктуры.

Из документа следует, что системы можно будет устанавливать на транспорт категорий M (легковые автомобили, автобусы, троллейбусы) и N (грузовики). При этом речь идет об уровнях автоматизации машин от нулевого до второго. То есть применяться оборудование должно как на обычных авто, так и на транспортных средствах (ТС) с автопилотом. На беспилотные ТС действие ГОСТа распространяться не будет.

Разработчикам рекомендуется предусмотреть несколько уровней предупреждения — в зависимости от того, насколько действия водителя угрожают безопасности движения. Так, в случае грубых нарушений ПДД (например, нарушение правил проезда перекрестка) водитель будет уведомляться об этом как визуально, так и с помощью аудиосообщений и тактильного воздействия — вибрацией руля или сиденья.

В проекте стандарта отмечается, что у начинающих водителей будут востребованы функции предупреждения даже о незначительных нарушениях, поскольку новички могут совершать их непреднамеренно. Но опытных автомобилистов излишнее информирование будет раздражать, что «чаще всего приводит к отключению системы». В качестве выхода из ситуации разработчики ГОСТа предлагают предусмотреть возможность гибкой регулировки интерфейса, позволяющей водителю подстроить систему под себя. Второй вариант — применение специальных алгоритмов для анализа стиля вождения и допускаемых ошибок, чтобы выдавать только нужные подсказки.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Iz.ru 4 марта 2020 года.

Автор: Александр Волобуев

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

5 марта 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 14638

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте