Ян Мадея: «Скидки убивают премиум-класс»

Когда Mercedes-Benz будет готов понизить цены на свои автомобили, почему россияне готовы покупать машины дороже 8 млн руб. в кризис и сколько вариантов площадок рассматривается для строительства завода легковых автомобилей в России. Об этом и многом другом в интервью «Газете.Ru» рассказал глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея.


С учетом нестабильного курса рубля как часто Mercedes-Benz придется переписывать ценники?

У нас нет никакого плана относительно изменений цен в рублях. Мы только адаптируем цены согласно текущей рыночной ситуации. В настоящее время мы работаем по новому прайс-листу: с 1 января 2015 года среднее повышение цен на весь модельный ряд составило порядка 7,5%. Будем ли мы работать по этому прайс-листу один месяц или шесть месяцев, будет зависеть от ситуации.

Все автопроизводители очень медленно адаптируются к изменению курсовой разницы, и никто не ориентируется на те цены, которые диктует нам обменный курс. Никто не повысил ценники на 60-70%.

Будут ли они с таким же рвением снижать цены при укреплении рубля?

Конечно! Мы ведем бизнес в России и хотим получить из этого максимум. Нам нужно держать определенный уровень прибыли, но нашим намерением никогда не было заработать как можно больше денег за один год и забыть о следующем. Мы придерживаемся стратегии, разработанной на пять-десять лет вперед. И если бы у нас была возможность заработать больше денег в новом году, мы все равно не стали бы ее менять.

Конечно, если неожиданно обменный курс евро будет ниже 40 руб., мы обязательно адаптируем наши цены в сторону снижения. При этом падение цен — тоже не всегда хорошо. Когда цены падают, то рынок останавливается. Все сразу начинают ждать следующего дня в надежде на то, что автомобили подешевеют еще сильнее.

Может ли возникнуть ситуация, когда на общем фоне роста цен будет объявлены серьезные скидки?

Mercedes-Benz — это автомобили премиум-класса. Нам не подходит вариант предоставления скидок так, как это происходит в массовых сегментах. Мы никогда не будем так поступать. Представьте, мы будем поднимать цены все выше и выше — и вдруг они падают. И вы не знаете, упали ли они на неделю или на месяц. И наоборот.

Скидки убивают премиум-класс. Вот вы купили себе машину, а через неделю видите, что кто-то купил ее же, но дешевле на 10%! Вы не будете от такого в восторге!

Стоимость сервисных услуг у официальных дилеров повышается. Часть клиентов ради экономии могут уйти в «серый» сервис. Что компания делает для того, чтобы избежать такой ситуации?

Если мы будем постоянно повышать стоимость на наши запасные части на 20-30%, некоторые наши клиенты действительно могут уйти в «серые» автосервисы. Мы делаем все, что можно с экономической и юридической стороны, чтобы препятствовать этому тренду. У нас есть ответственность перед партнерами, мы должны давать им возможность сохранять конкурентоспособность перед неавторизованными дилерами. Иначе вся бизнес-структура пошатнется. Но сейчас все происходит наоборот. За последнее время рубль потерял около 50% по отношению к евро. И если вы покупаете запчасти в Германии, то вынуждены заплатить на 50% больше. Но мы не повысили цены на 50%. За весь прошедший год они выросли на 20%.

В итоге цены на оригинальные и «серые» запчасти начинают сближаться. И в данный момент мы более конкурентоспособны, чем были два месяца назад.

Что будет с покупкой автомобилей в кредит? Какая доля автомобилей Mercedes покупалась в кредит и насколько она снизится сейчас из-за роста ставок по кредитам?

То, что происходит последние две-три недели с процентной ставкой на рынке, — большая проблема. Сегодня ставки финансирования в московских банках свыше 40%. Если получать кредиты через наш Mercedes-Benz банк, ставка составит 30%. Невозможно вести бизнес с таким финансированием. Если процентная ставка не снизится минимум до 15%, то покупка автомобилей в кредит просто умрет. Но это не самая большая проблема для Mercedes-Benz. 60% наших клиентов покупают автомобили за наличный расчет. Конечно, другим 40% нужно финансирование. Это относится к покупателям A-класса, C-класса, B-класса. Людям, которые приходят из более бюджетных сегментов. Это доставляет нам большую головную боль. Для меня сейчас этот вопрос даже более болезненный, чем вопрос с ценами.

Давайте поговорим о локализации производства легковых автомобилей в России. В Минпромторге утверждают, что компании предлагали несколько площадок под строительство завода, однако все варианты не подошли. Это было, в частности, и Подмосковье, и Татарстан. В чем же проблема?

Мы работаем над этим проектом почти год. Да, я могу подтвердить, что в настоящее время мы рассматриваем порядка 10-15 локаций. Это очень важный проект, и самое главное в нем — найти правильного партнера. Было много слухов — будет ли это ЗиЛ или кто-то еще. Но нам нужен партнер, который соответствовал бы условиям Постановления о промышленной сборке №166. И это не так просто взять и открыть завод. Нужны подходящие партнеры и место.

Мы смотрим разные варианты — это Москва, Калуга, Санкт-Петербург и другие регионы с хорошей логистикой. Мы ведем переговоры с несколькими партнерами, включая ГАЗ и КамАЗ. Также мы рассматриваем Калининград, где расположен «Автотор», но пока не посещали там площадок.

Мы не остановили проект, но все еще не приняли решения о том, где, когда и с кем его реализуем. Нам нужен твердый набор условий, включая рыночные и финансовые. Так, раньше мы исходили из того, что процентная ставка по кредитам находится на уровне 10-15%, сейчас она 30%. Это совершенно меняет правила игры. И ситуация последних двух месяцев не сделала ситуацию проще.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Gazeta.ru 19 января 2015 года.

Автор: Алина Распопова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте