«Времени на раскачку нет». Что ждет автопром России?

Политика западных санкций обострила проблему зависимости российской экономики от иностранных технологий, доведя ее до ситуации, когда в некоторых отраслях под угрозой оказалась технологическая безопасность. Перед автопромом в перспективе два пути: оказаться в зависимости от новых поставщиков или начать политику локализации, итогом которой будет воссоздание своей компонентной отрасли и технологическая независимость. Президент ПАО ГАЗ Николай Пугин, в прошлом – министр автомобильной промышленности СССР, в интервью «Газете.Ru» рассказал о приоритетах в развитии автомобильной отрасли в новых реалиях. Как руководителю, возглавлявшему в разное время отрасль и ведущий российский автозавод, ему хорошо известны обе стороны медали: особенности «натурального хозяйства», когда все компоненты производились внутри страны, и период, когда ГАЗ перестроился на рыночные рельсы и успешно сотрудничал с глобальными партнерами.


Николай Андреевич, очевидно, что ситуация, сложившаяся сейчас в автопроме, имеет давние корни, и дело ведь не только в санкциях?

Конечно, причины этой ситуации, в которой автомобильная промышленность находится сегодня, возникли не вчера, а задолго до санкций. Надо признать, что в советские годы, мы не смогли решить главную задачу – мы не обеспечили человека автомобилем. Многие помнят те времена, когда автомобиль был доступен не каждому, он был роскошью. И я, будучи министром, это понимал. Но в конце 80-х годов в экономике было и без этого сложное положение, поэтому многие инициативы об изменении некоторых отраслевых вопросов просто откладывались. К чему это в итоге привело?

Если вы не решаете проблему сами, то рано или поздно кто-то решит ее за вас. Так и случилось. Сначала в страну хлынул поток подержанных иномарок и люди стали их охотно покупать, потому что их было много, они были недорогие. Противники этого процесса тогда говорили, что завоз старого хлама превращает страну в кладбище изношенных машин. Но остановить это уже было невозможно. Потом мировые автомобильные компании начали организовывать у нас свои сборочные производства – в Калуге, под Питером, на Дальнем Востоке. Проблема с доступностью автомобиля решилась быстро – он стал массовым, люди перестали считать его роскошью. Но эта «медаль» имела и оборотную сторону: мы подсели на иностранную «иглу» и начали терять свою промышленность. Автокомпонентная отрасль практически исчезла за считанные годы.


Причина была в том, что они не выдержали конкуренции перед наплывом иностранных производителей, которые привели сюда своих поставщиков?

Да, в советское время не было такой конкуренции, как сейчас. Поставщики знали: что бы они ни сделали – у них все возьмут. У автопроизводителя выбора не было — приходилось или работать с тем, что есть, или останавливать производство. Из-за этого автозаводы имели проблемы с качеством: самая большая часть замечаний, которые они получали от потребителей, касалась комплектующих.

Сейчас ситуация другая – если поставщик не нравится, можно найти другого. Только дело все в том, что мы вынуждены искать их за рубежом. И если до санкций кто-то мог себе позволить этого не замечать, то сегодня эта проблема поставила автомобильную промышленность на грань выживания. Зависимость от западных стран, к сожалению, и по критичным комплектующим тоже, теперь больно по нам ударила.

Что делать? Самое простое сейчас – это переориентироваться на поставщиков из дружественных государств, например, Китай. Но будет ли это решением проблемы? Конечно, нет. Мы просто пересядем с западной иглы на азиатскую, и никто нам не гарантирует, что ситуация с санкциями, в которой мы находимся сейчас, не повторится снова. Поэтому единственный способ обрести технологическую самостоятельность в автопроме – это заново создавать свою компонентную отрасль. Делать это надо и самостоятельно, и в сотрудничестве с производителями из дружественных стран, но нужно локализовать производства здесь, в России, и обеспечивать наличие у нас права на интеллектуальную собственность, и тогда у нас будет технологический суверенитет, даже в случае, если любые партнеры по каким-либо причинам захотят уйти.

Да, это долго, да, на это потребуется много сил и средств, но если мы действительно хотим что-то изменить, то должны пройти этот путь сами. И нельзя терять время, нужно запускать отраслевую поддержку проектов локализации. Времени на раскачку уже нет.

Если же мы ничего не сделаем, а просто поменяем западного поставщика на восточного, то через 10-15 лет опять столкнемся с такой же проблемой: Европа будет процветать, а мы – работать на китайцев или кого-то еще.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Gazeta.ru 16 августа 2022 года.

Автор: Константин Журавлев

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

16 августа 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 620

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте