Дилеры просят Минпромторг защитить их от закона

Российские автодилеры попросили правительство внести в закон «О защите прав потребителей» понятия амортизации и существенных недостатков, а также исключить огромные штрафы в пользу государства. Лазейки в законодательстве позволили создать целую отрасль, специализирующуюся на судебных тяжбах с дистрибуторами, и вынуждают их полностью возмещать покупателям стоимость неисправных автомобилей без учета амортизации.


Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направило в Минпромторг РФ письмо с требованием внести ряд принципиальных изменений в действующий закон «О защите прав потребителей» (ОЗПП).

Дилерам не нравится, что существующее законодательство обязывает их заменять проданный автомобиль на новый в случае выявления покупателем ряда недостатков в течение трех лет со дня приобретения машины и платить огромный штраф в пользу государства.

Лазейки в законе позволили многочисленным юридическим конторам создать целый бизнес на судах с дистрибуторами, что обернулось колоссальными финансовыми потерями для дилеров в это и без того экономически нестабильное время.

Как рассказал «Газете.Ru» президент РОАД Андрей Петренко, абсурдность ряда норм закона «О защите прав потребителей» заключается в том, что даже в случае, если автомобиль признан некачественным, его владельцу должна быть возмещена его полная стоимость.

Согласно действующему законодательству, покупатель имеет право обменять свой автомобиль на новый без учета амортизации в течение трех лет в случае, если при его эксплуатации выявлены некие существенные недостатки либо одна и та же поломка случалась за это время не менее трех раз. Этот факт должен быть зафиксирован на автосервисе.

Как правило, вопросы о возмещении ущерба в таком случае решаются в судебном порядке, и первыми под удар попадают именно автодилеры. Теоретически в суд можно подать и на самого автопроизводителя, однако в подавляющем большинстве случаев покупателям гораздо удобнее подать иск против конкретного юридического лица, у которого был куплен автомобиль, нежели на далекую иностранную компанию.

Сами дистрибуторы и производители вовсе не отрицают своей ответственности за поставку некачественной продукции. Дело в другом – при возмещении ущерба клиент получает полностью новый автомобиль, без учета амортизации.

При этом каждый год четырехколесное транспортное средство, по оценке Петренко, теряет в цене 15–20%. Помимо этих затрат дилеру приходится уплачивать штраф в размере 50% от стоимости компенсации на счет государства.

Также дилеров беспокоит существующее в законе ОЗПП понятие «существенный недостаток». Несмотря на то что оно фигурирует в пресловутом законе, четкого определения у него нет – таким образом, под него вполне подойдет и постоянно ржавеющая дверь, и поломка двигателя, и проблемы с подвеской.

«Понятие "существенный недостаток" не конкретизируется, — объясняет Петренко. — В законе фиксируется только количество обращений в автосервис. При этом дилер продает только то, что получает от производителя, мы не можем предсказать, когда и какие существенные недостатки могут у него проявиться. Это может случиться через год или два, ведь автомобиль — это технически сложный продукт. Если раньше у вас были циферблаты со стрелочками, то теперь есть жидкокристаллическая панель».

Как признают в РОАД, в последнее время злоупотребление пресловутым законом заметно возросло. Причем существуют целые регионы, где сконцентрировано огромное количество юридических контор, специализирующихся на судах с дилерами. Эти точки на карте зачастую совпадают с теми субъектами Российской Федерации, где инициируются дела по ОСАГО и различным «подставам», — это Краснодарский край, Ростовская область, ряд соседних регионов.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Gazeta.ru 16 апреля 2014 года.

Автор: Алина Распопова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

17 апреля 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 3261

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте