Uber для автосервисов

Авторынок — это один из самых лакомых кусков пирога для любого стартапа. В одной России рынок авторемонта — это $27-30 млрд (услуги по ремонту + запчасти). Это в полтора раза больше, чем, к примеру, весь рекламный рынок. И этот рынок, очевидно, сломан. По данным исследования «Автостата» (проведено в 2015 году), 64% автовладельцев считают, что их обманывают в автосервисе, 44% опасаются, что им поставят плохие запчасти, 42% опасаются плохого качества работы. Вдумайтесь в эти цифры — большая часть клиентов недовольна услугами, но продолжает ими пользоваться. Казалось бы, тут зарыт клад — но не все так просто (автор текста развивает проект автомастерских. — Forbes).

Вокруг этой темы в последнее время возникло много шума и попыток кардинально решить проблему с качеством. В последние полгода мы видим круглые цифры раундов инвестиций, а на днях «Яндекс» запустил поисковик по автосервисам на базе auto.ru с рейтингами и отзывами.

Казалось бы, что можно просто перенести на рынок авторемонта одну из известных миру бизнес-моделей — классифайд, маркетплейс, вертикально интегрированный сервис — и собрать кассу. Но пока что несколько лет экспериментов и сотни сожженных миллионов долларов результата не принесли. Попробуем понять, почему.

Какие еще, помимо недоверия к сервисам, есть проблемы? Во-первых, непрозрачность цены. Для тех, кто не разбирается, нет простой и удобной возможности сравнить цены в разных сервисах и выяснить реальную стоимость. Несколько проектов пытаются это сделать, но пока нет идеального решения вроде «Яндекс.Маркета». Те, кто готовы тратить свое время, покупают запчасти в интернет-магазине и сами везут их в сервис, так как цена там будет заведомо выше.

Во-вторых, общение с сервисами для абсолютного большинства нормальных людей — не самый приятный опыт. Вам попытаются навязать лишние работы, в которых вы не разбираетесь, «накрутить» цену за счет завышения нормочасов. В-третьих, разные сервисы имеют разную специализацию: одни круто чинят BMW, кто-то — профи в электрике, есть лучшие в ремонте коробок определенной марки — без опыта и знакомств нужные сервисы и не найти.

Самое парадоксальное, что на рынке так и не появилось универсального решения всех проблем с содержанием авто. Конечно, есть крупные официальные дилеры (9% от всего рынка), которые продают авто и потом их обслуживают. Их бизнес-модель строится на заработке на последующем обслуживании авто. Эта модель токсична — они пытаются удержать клиента не сервисом, а страхом потерять гарантию. Именно из-за этой политики и неоправданно высоких цен около 70% клиентов после конца гарантии от них уходит.

Есть независимые авторемонтные сети (33% от всего рынка), которые делают дешевле, чем «официалы». При этом в самой большой сети независимого игрока - 263 сервиса, что, согласитесь, капля для рынка из 40 000 СТО. Большую часть рынка составляют узкоспециализированные сервисы (автомойки, тюнинг-ателье, станции по кузовному ремонту, электрики, двигателей) — 58% всего количества. Наконец, есть крупные игроки — поставщики запчастей, часть из которых стали маркетплейсами. При этом опыт покупки и подбора запчастей там тоже устраивает лишь малое количество потребителей. Кажется, что рынок, застрявший в 1990-х годах, созрел к переменам и вот-вот должен наступить тот самый disruption, о котором так любят говорить медийные предприниматели. Почему этого не происходит?


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на официальном сайте Forbes 15.05.2017

Автор: Максим Снигирев

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

18 мая 2017
  • Комментарии 0
  • Посещений 2407

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте