Параллельные кривые: бизнес увидел риски в альтернативных схемах импорта

На прошлой неделе Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил закон о легализации параллельного импорта. "ДП" разбирался, в каких отраслях он окажется наиболее востребован и не приведёт ли к росту контрафакта.


Параллельный импорт — ввоз товаров в страну без согласия производителя или правообладателя. То есть ретейл приобретает товар не через российского дистрибьютора известного бренда, а у небольших и средних иностранных компаний, закупившихся у производителя. Поставки могут идти как из страны производителя, так и через третьи государства.

Собственно, параллельный импорт был запущен ещё 30 марта после вступления в силу соответствующего постановления правительства. 6 мая был опубликован приказ Минпромторга с перечнем групп товаров, которые можно ввозить по альтернативной схеме. Но возникла "правовая дыра": до весны параллельный импорт в РФ много лет был под запретом и влёк ответственность вплоть до уголовной. Кроме того, если компания–импортёр ввозила что–то без письменного разрешения правообладателя, он мог потребовать до 5 млн рублей компенсации, а также снять товары с продажи и уничтожить их. Чтобы "очистить" бизнес от таких угроз, приказов и постановлений органов исполнительной власти мало. Для этого и был принят новый закон.


Никто не верит

Когда речь заходит о параллельном импорте, первая отрасль, которая приходит в голову, — автопром. Именно она — последняя, где до 2000–х годов допускались альтернативные закупки. Но затем российские власти сделали ставку на рост инвестиционной привлекательности страны для мировых автоконцернов, повышение уровня локализации при сборке. Параллельный импорт этому, конечно, не содействовал и был поставлен под запрет.

Теперь петербургские заводы Hyundai, Nissan и Toyota стоят. А Европейский союз, США и Япония запретили экспортировать в Россию предметы роскоши, включая автомобили. Поэтому неудивительно, что транспортные средства составляют значимую часть уже упомянутого перечня Минпромторга. В числе брендов, которые федеральные власти разрешили к ввозу, — General Motors, Cadillac, Chevrolet, Mitsubishi, Renault, BMW, Volkswagen, Škoda. Кроме того, действие документа распространяется на двигатели и автозапчасти крупнейших производителей. Без разрешения правообладателя можно ввозить и автомобильные шины — например, Michelin, Goodyear, Continental и Bridgestone.

С параллельным импортом автомобилей проблемы возникли почти сразу. В частности, по техническому регламенту Таможенного союза необходимо одобрение типа транспортного средства, которое сейчас генеральным импортёром не выдаётся. "В параллельный импорт автомобилей никто не верит. Во–первых, очень сложна логистика. Например, при вывозе из Казахстана надо ставить машину на учёт на казаха. Эмираты, Турция для нашей страны вообще не вариант из–за разницы в комплектациях. К тому же импортёры бдят, на какой рынок уходят машины, и могут лишить тамошнего дилера квот", — говорит генеральный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков.

А вот наладить параллельный импорт автозапчастей вполне реально, и больших проблем с перестройкой логистики не будет, говорят участники рынка. Он обеспечит некий ассортимент запчастей для сервисных центров и дилеров. Однако в любом случае "плечо" доставки станет длиннее, логистические цепочки через страны Азии и СНГ усложнятся. В этой ситуации конечная стоимость запчастей может вырасти как для дилеров, так и для покупателей. Отметим, что цены на запчасти с начала года увеличились примерно на 50% и отскока назад не было. По словам дилеров, основная проблема сегодня — поставки импортного фирменного масла.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале DP.ru 27 июня 2022 года.

Авторы: Иван Воронцов, Алексей Клепиков

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

27 июня 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 647

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте