А. Панков: «Россия приближается к Европе и США»

Статистика продаж в 2013 году зафиксировала снижение российского автомобильного рынка на 5,5%. По прогнозам большинства аналитиков рассчитывать на рост в 2014 году тоже не приходится. Автопроизводителям, привыкшим в последние годы работать на растущем рынке, придется адаптироваться к новым условиям и разрабатывать новые стратегии. О том, каким был прошедший год, и чего можно ожидать в наступившем, порталу MotorPage.ru рассказал главный исполнительный директор ООО «ММС Рус», Андрей Панков.


Чем с Вашей точки зрения объясняется снижение продаж на российском автомобильном рынке в 2013 году?. Оно стало неожиданностью даже для таких авторитетных прогнозистов, как PwC. В происходящем есть что-то экстраординарное, или просто рынок достиг, возможно, промежуточного, но уровня насыщения?

Основных причин для снижения рынка в 2013 году было две. Первая – это общие негативные тенденции в экономике России, которые начали проявляться, и сейчас уже открыто признаются правительством. Это стало следствием снижение доходов населения и повлияло на ситуацию с «В» и «С» сегментах авторынка, которые потеряли больше всего. Вторая причина – это покупательская неуверенность, которая в нашей стране возникает периодически, и 2013 год не стал исключением. Третья – ослабление курса рубля, - все это не могло не повлиять на уровень продаж на рынке.

С другой стороны, возможно, Вы правы, и рынок достиг некоего плато, на котором он останется, может быть, пару лет, и только потом начнет дальше развиваться. В том, что он рано или поздно начнет развиваться, сомнений ни у кого нет, это простая математика: количество автомобилей на тысячу человек. И в том, что российский рынок станет крупнейшим в Европе, тоже сомнений ни у кого нет. Но сколько он пробудет на этом «плато», которое мы наблюдаем сейчас, трудно прогнозировать в настоящий момент.

Корректно ли проводить прямое сопоставление по уровню автомобилизации с Европой и США? Мы считаем, что если в России 270 автомобилей на тысячу жителей, значит, у нас блестящие перспективы. Но факторы региональной дифференциации по численности населения, по доходам, перенасыщенности автомобилями некоторых городов, распределения дилерской сети, как будто, не учитываются.

Наиболее важными факторами являются климат, географическая протяженность, и развитие общественного транспорта. Можно было бы усомниться в этом прогнозе, если бы мы предполагали, что в России внезапно потеплеет хотя бы до уровня Японии, или что у нас внезапно разовьется общественный транпорт. Но ни один из этих факторов явно не в ближайшей перспективе. Поэтому уровень доходов населения, неравномерность распределения между регионами, развитие дилерской сети – все эти факторы являются техническими и постепенно нивелируются. Лично у меня в этом нет никаких сомнений! Количество автомобилей на тысячу человек неизбежно будет увеличиваться, потому что Россия – это огромная страна с преобладанием холодного климата, плохими дорожными условиями и недостаточным развитием общественного транспорта.

В Новосибирской области по итогам 2013 года средняя зарплата – 12 тысяч рублей. Как в таком регионе продавать автомобили стоимостью под миллион?

Парадокс российского рынка в том, что автомобили стоимостью 3 миллиона продаются лучше и демонстрируют больший рост, чем автомобили стоимостью до миллиона. В нашем случае мы не испытываем трудностей с продажами в Новосибирской области, за счет качества наших автомобилей и их потребительских характеристик.

При этом не стоит забывать, что автомобили, в целом, становятся все более доступными и привлекательными с точки зрения «цена / характеристики».

Например. Во-первых, Lada совершила прорыв за последнее время. Плюс начинающийся выход на российский рынок специально запущенных нишевых иностранных брендов. Во-вторых, обширное предложение программ кредитования. Плюс, не забудьте про обновленное соглашение о промсборке, которое обязывает тех автопроизводителей, которые его подписали, значительно увеличивать объемы производства. Производственные модности необходимо загружать, а произведенные автомобиле продавать, иногда даже и в убыток. Так что за счет низкоценового сегмента рынок будет активно расти.

В этом году АЕБ в своем прогнозе на 2014 год исходит из того, что рынок зафиксируется, если рост и будет, то он будет, скорее всего, минимальным. В таких условиях автопроизводители вынуждены более активно конкурировать на рынке, бороться за долю рынка. Что можно предложить в сложившихся условиях, чтобы стимулировать потребителя совершить покупку? В 2013 году были бесконечные дисконты, но и они не уберегли от падения.

Если Вы посмотрите на сегмент small SUV, сегмент маленьких кроссоверов, он как раз и вытянул весь сегмент иностранных брендов и прирос на 46%: со 110 до 162 тысяч автомобилей, то есть, более чем на 50 тысяч. Вероятно, в начале 2014 года он продолжит расти столь же буйно, поэтому первое, что необходимо - это предложение продукта, которого до этого не было на рынке, который максимально удовлетворяет потребности клиента. Второе направление – это финансовые продукты, отвечающие потребностям все более широких групп клиентов. Третье – выход многих брендов новые сегменты, где они не были представлены.

В частности, причина значительного роста премиального сегмента не только в том, что обеспеченные люди стали покупать больше автомобилей, но и в том, что премисальные бренды стали предлагать автомобили в «младших» сегментах, которые уже сопоставимы и даже более доступны по цене, чем автомобили массовых брендов из более высоких сегментов.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале MotorPage.ru 07 марта 2014 года.

Автор: Дмитрий Европин

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

11 марта 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 2589

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте