Тренды, прогнозы, ключевые вызовы

На конференции «Авто.ру Бизнес» для дилеров лидеры-практики автомобильной отрасли поделились последними трендами и прогнозами о развитии российского авторынка. Также эксперты обсудили ключевые вызовы 2025 года и возможные пути их решения. Всего в мероприятии приняли участие более 300 профессионалов автобизнеса


Руководитель группы по работе с ключевыми клиентами «Авто.ру» Сергей Игнатов отметил значительное увеличение количества предложений подержанных китайских автомобилей от частных продавцов и дилеров. С начала полномасштабной экспансии брендов из Поднебесной в 2022 году число объявлений о продаже таких машин на «Авто.ру» к январю 2025 года в среднем за день выросло в четыре раза по всей России и в шесть раз – в Москве.

Общая доля китайских автомобилей на вторичном рынке все еще незначительна – 6%. Однако в категории подержанных машин до пяти лет они занимают уже 21%, уступая лишь немецким маркам (22%). Два года назад этот показатель составлял всего 4%, а в январе 2024 года – уже 18%. Очевидно, что эта доля продолжит расти.

Автокредитование

По данным «еКредит» (с июня 2024 года входит в состав «Авто.ру Бизнес»), в IV квартале прошлого года доля автомобилей, проданных в кредит, снизилась на 37% по сравнению с предыдущим кварталом. Тем не менее, несмотря на значительное сокращение объемов выдачи, общий уровень реализации в кредит в 2024 году оказался в полтора раза выше, чем в 2023 году.

По словам директора по развитию и продажам «Авто.ру Бизнес» Даниила Шкурыгина, причинами снижения показателей автокредитования в IV квартале стали высокая ключевая ставка, ужесточение требований к предельной долговой нагрузке заемщиков, повышение тарифов на утильсбор и рост цен. В целом доля продаж автомобилей в кредит у дилеров уже сократилась на 10-15%. В 2025 году при той же ключевой ставке или выше тенденция будет продолжаться, отмечает он.

Чтобы адаптироваться к новым условиям в сфере автокредитования, специалисты рекомендуют дилерам максимально расширить свои предложения по банкам, которые выдают автокредиты. Это поможет увеличить процент одобрения заявок. Кроме того, крайне важно автоматизировать процесс оформления кредита в банках, чтобы максимально сократить время, необходимое для заключения сделки. Это, в свою очередь, делает дилера более привлекательным для покупателей.

По итогам 2024 года лидерами по продаже новых автомобилей в кредит стали Москва, Московская область, Татарстан и Санкт-Петербург. Автомобили с пробегом чаще всего покупали в кредит в Татарстане, Москве, Московской области и Краснодарском крае.

Самый высокий уровень одобрения кредитов на новые автомобили был зафиксирован в Нижегородской области, Татарстане и Башкирии. Московская область занимает пятую строчку рейтинга, Москва – девятую. Кредиты на подержанные машины чаще всего одобряли в Татарстане, Башкирии и в Пермском крае. Московская область – это шестое место в списке, Москва – десятое.

Кадровые ресурсы

Проблема поиска и удержания квалифицированных кадров остается актуальной для российского автобизнеса. Руководитель академии «Авто.ру Бизнес» Дарья Челядинова поделилась аналитическими данными, согласно которым в Москве динамика вакансий в этой сфере снизилась с 37% в декабре 2023 года до 1% в декабре 2024 года. В Московской области этот показатель уменьшился с 61 до 18%.

Одновременно с этим наблюдается значительный рост количества резюме: в Москве этот показатель увеличился с -14% в декабре 2023 года до 39% в декабре 2024 года, а в Московской области — с -13 до 47%.

Таким образом, в Московской области больше не наблюдается острый дефицит соискателей, в то время как в Москве индекс hh.ru уже вышел за пределы дефицита кадров. В такой ситуации главная задача – сохранить и мотивировать эффективных сотрудников, а также укрепить HR-бренд компании.

Согласно приведенным на конференции данным исследования «Яндекса» о восприятии работы в автобизнесе, основной фактор лояльности сотрудников к компании после адекватной рыночной зарплаты – грамотный руководитель. Для большинства опрошенных его компетентность играет более значимую роль, чем, например, удобный график работы или атмосфера в коллективе.

Главной же причиной ухода из автобизнеса, по словам опрошенных, стал более низкий уровень зарплаты в сравнении с ожидаемым. Это свидетельствует о расхождениях реального уровня зарплат с обещанным в компаниях на этапе найма. При этом, по данным hh.ru, ожидания кандидатов по зарплате зачастую ниже тех сумм, которыми стараются привлечь кандидатов в автобизнесе. Таким образом, если привести реальный уровень зарплат в соответствии с обещанным, это может положительно повлиять на удержание сотрудников.

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте