«Наша задача – успокоить клиента!»: к чему призывали участники Конвенции РОАД
Взяв пример с американских коллег, российская ассоциация РОАД в третий раз проводит так называемую конвенцию автодилеров. Из года в год мероприятие набирает масштаб, и сейчас достигло максимальной популярности. Оцените сами: участниками стали более 600 человек! И это неудивительно, ведь автомобильный бизнес столкнулся с новыми вызовами, когда на кону оказывается судьба не отдельных предприятий, а целых сетей федерального уровня
На повестке дня конвенции были самые острые вопросы. Один из основных – ситуация с сокращением бизнеса General Motors на российском рынке и прекращением продаж двух основных брендов. Дополняет его аналогичный шаг марки SEAT. Как показало совместное исследование РОАД и «АвтоБизнесРевю», в результате данных решений автоконцернов в России было затронуто более 190 дилерских центров, которые принадлежат 139 компаниям. В случае с SEAT за два года присутствия на рынке для бренда было построено три центра в соответствии с новым глобальным стандартом (из них лишь один сейчас получил новую франшизу, а два других фактически работают только как сервис и не окупают вложенные инвестиции). В случае с GM для 23 компаний это был единственный партнер, то есть весь их бизнес строился на марках Chevrolet и Opel, а в целом для 37% сети американский концерн был якорным партнером, обеспечивающим более половины продаж. Сокращение бизнеса автопроизводителя в России фатально скажется на работе многих дилеров и поставит под угрозу несколько тысяч рабочих мест, так как автосалон, лишаясь продаж, теряет 75% выручки и вынужден уволить около 35% персонала. Состоявшийся в рамках конвенции круглый стол собрал многочисленных дилеров GM и помог выработать общую позицию в диалоге с концерном.
Налоговая несправедливость
В ходе панельной дискуссии, в которой участвовали собственники и топ-менеджеры ведущих компаний, был поднят особенно болезненный для участников отрасли вопрос. С прошлого года в России стал применяться новый порядок расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости. Это уже привело к очень неприятным последствиям. Например, один из региональных дилерских центров был оценен госорганами в 1,1 миллиарда рублей. При действующей ставке налога расчет исходя из данной суммы будет съедать львиную долю прибыли компании. Комментарий дилера был эмоциональным: «Я могу сказать лишь одно: если вы оценили наш дилерский центр в 1,1 миллиарда, так купите его за эту сумму!».
В Москве представители РОАД ведут активные переговоры с властями по проблеме налога на имущество и провели специальный анализ. Например, если взять условное предприятие, работающее в столице и продающее порядка тысячи автомобилей в год, то при установленной методике расчета на оплату налога на имущество и аренды земельного участка будет уходить около 14% валовой прибыли. «Ситуация жуткая!», – признал вице-президент РОАД Андрей Петренко. Ассоциация продолжает работу по данному вопросу и призывает дилеров консолидированно выступать в диалоге с госорганами.
Борьба за мир
Обсуждая сегодняшнюю ситуацию на рынке, представители крупнейших компаний отметили, что наблюдают более серьезное падение продаж, чем отражает статистика АЕБ: показатели доходят до -50%. При этом уровень доходности в I квартале года был выше, чем за аналогичный период 2014 года. Но это все же отголоски того ажиотажа, который наблюдался в ноябре-декабре и уже не повторится в перспективе нескольких лет. Автобизнес вступает в новую фазу, и, увы, по всем признакам она кризисная и затяжная. Все эксперты сошлись во мнении, что предстоящие полгода или даже год будут самыми тяжелыми для дилеров. Покупательская активность резко сократилась, а позитивный эффект от господдержки пока невелик. Необходимо готовиться к серьезным испытаниям на прочность.
По мнению генерального директора компании «Рольф» Татьяны Луковецкой, в сложившихся условиях важно в первую очередь успокоить клиентов: объяснить им, что автокредиты стали доступнее, цены на автомобили уже не растут, а наоборот, снижаются, и бояться совершения крупных покупок не стоит. «Нам нужно привлечь потребителей в салоны, вселить в них уверенность и восстановить спрос», – подчеркнула Татьяна Луковецкая.
Разошлись взгляды участников дискуссии на вопрос о взаимоотношениях с автопроизводителями. С одной стороны, очевидно сохранение неравных отношений в автобизнесе, когда дилер оказывается зависимым от политики дистрибьютора. С другой – прямые конфликты не в интересах представителей отрасли, ведь это может усугубить и без того не самую лучшую ситуацию. Как бы то ни было, топ-менеджеры признали, что по определенным вопросам необходимо добиваться решений в свою пользу (например, относительно возможности расширять спектр услуг и предлагать клиентам неоригинальные запчасти для негарантийных работ). А кризис – лучшее время для этого, так как на растущем или благополучном рынке идти на компромиссы или хотя бы вступать в диалог по неудобным моментам никто не будет.
Завершающий круглый стол в программе мероприятия был посвящен прогнозам ведущих отраслевых аналитических агентств. В условиях нестабильности они варьируются в широком диапазоне. Например, PwC ожидает, что в России будет продано от 1,52 миллиона до 1,75 миллиона автомобилей (без учета LCV), то есть объем снизится на 25-35%. Генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что при лучшем варианте развития весь рынок включая коммерческий сегмент придет к отметке в 1,64 миллиона (-30%), а при шоковом сценарии упадет до 1,17 миллиона единиц (-50%). Прогноз EY предполагает два варианта – 1,5 миллиона машин при негативной тенденции и 2 миллиона при улучшении рыночной конъюнктуры.
Сергей Баранов,
«АвтоБизнесРевю»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте