Время возможностей: новый президент РОАД о реалиях бизнеса и задачах на будущее
Современная экономическая ситуация таит массу угроз для российского автобизнеса. Несомненно, ближайшие годы будут непростыми, и некоторые дилерские компании покинут рынок. Но я уверен, что лучшие представители бизнеса выйдут из этого кризиса более сильными и успешными. Объединившись вокруг ассоциации РОАД, мы сможем вместе преодолевать сложности и защищать свои интересы
С 17 октября я приступил к исполнению обязанностей президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Хочу поблагодарить всех, кто оказал мне доверие и отдал свой голос на выборах президента РОАД. Сделаю все возможное, чтобы наше дилерское объединение стало еще более мощным и значимым для отрасли.
Этот год для РОАД знаковый. Одной из самых старых российских отраслевых ассоциаций исполнилось 20 лет. И если на других рынках игроки объединяются вокруг различных ассоциаций или союзов, то в авторитейле есть только одна организация, выражающая интересы дилеров, – это РОАД! Сегодня под эгидой ассоциации собраны более чем 500 дилерских предприятий. Как мне видится, это самая активная, профессиональная, заинтересованная, болеющая душой за дело часть дилерского сообщества. В Совет РОАД – главный исполнительный орган ассоциации – входят, как я уверен, настоящие профессионалы. Хочу коротко сказать о каждом.
Прежде всего, благодарю своего предшественника на посту президента РОАД – Андрея Петренко, который сделал очень многое для того, чтобы ассоциация стала такой заметной и авторитетной, каковой она является сейчас. При Андрее получили старт очень важные проекты: «Академия РОАД», начала проводиться общероссийская конвенция, выстроились взаимовыгодные отношения с партнерами. Андрей Петренко продолжит работу в РОАД в качестве вице-президента. Стив Черныш – легенда международного дилерского движения. Дмитрий Гулин – старожил роадовского движения, человек с колоссальным профессиональным и жизненным опытом. Он так же занимал пост президента РОАД,
В 1990 году получил диплом Института менеджмента и предпринимательства в Москве.
В ГК «АвтоСпецЦентр» работает с 1998 года, где до 2013 года занимал должность генерального директора «Ауди Центра Таганка».
С января 2013 года – руководитель дивизиона «Таганка», объединявшего «Порше Центр Таганка», «Ауди Центр Таганка» и «АвтоСпецЦентр на Таганке».
В сентябре того же года был назначен вице-президентом ГК «АвтоСпецЦентр» и руководителем дивизиона «Премиум».
С 2014 года – президент ассоциации РОАД.
а сейчас активно участвует в жизни ассоциации. Александр Михайлик – оптимист, отличающийся взвешенным и в то же время креативным подходом как в бизнесе, так и в жизни. Илья Пименов – просто и коротко – гуру менеджмента. Алексей Подщеколдин – человек, который ворвался в автобизнес и теперь буквально с наслаждением учится, развивается, работает, показывая пример того, как нужно смело браться за различные начинания. Юлия Бабанова – наш юрист-эксперт, человек, обладающий очень важной для любой организации компетенцией. Олег Мосеев пришел в авторитейл из другого сектора, очень быстро изучил наш бизнес до малейших деталей и стал большим профессионалом. Алексей Лещенко – уникальный человек, его энергии хватает на многие проекты, он всегда принципиален и твердо отстаивает свою позицию. Андрей Блохин легко справляется с многозадачностью, успешный эксперт в автобизнесе. Антон Солдунов – имеет активную позицию и находится на острие инноваций. Как видно, в Совете РОАД собрались люди, которые глубоко знают автобизнес и имеют желание работать сообща для общего блага. Неоценимую помощь совету оказывает Татьяна Луковецкая – генератор полезных идей, знаковая персона нашего рынка.
Ганнибал у ворот
Нынешний этап развития рынка бросает вызов всему автомобильному сообществу. Такого трудного времени в нашей истории еще не было. Даже кризисы 1998 и 2008-09 теперь, задним числом, кажутся совсем не такими глубокими, как тот, который переживаем сейчас. С февраля 2013 года рынок стал потихоньку сокращаться – сначала на 1-3%, потом на 5-7%, далее – на 7-9%. Теперь глубина падения измеряется уже двузначными цифрами – 20-26%! А ведь год назад мало кто мог представить, что рынок «просядет» так сильно. Думаю, что к концу года снижение продаж в абсолютном значении будет зафиксировано на уровне 350-400 тысяч единиц. И это очень ощутимо для дилерского сообщества. Более того, оснований надеяться, что 2015 год будет лучше, пока, к сожалению, нет.
Какие я вижу угрозы? Первая и основная – общий спад экономики, снижение уровня жизни и как следствие этого – уменьшение спроса на автомобили. Уже сейчас мы видим последствия этого явления – останавливающиеся автомобильные производства, сокращение персонала на дилерских предприятиях, катастрофическое снижение доходности.
Вторая угроза для нашего бизнеса – рост стоимости денег. Особенно остро стоит эта проблема перед теми дилерами, которые развиваются на кредитные средства, а их – большинство. Дальнейшее подорожание заемных ресурсов приведет к тому, что на инвестиционных программах в автобизнесе будет поставлен крест. Такие же перспективы и у автокредитования. Рост ставок еще на два-три процентных пункта – и о продажах автомобилей в кредит можно будет вообще забыть. А ведь автокредитование – это драйвер автомобильного рынка! Сейчас каждый третий автомобиль приобретается при помощи банковских средств. По нашим подсчетам, падение кредитных продаж в два раза приведет к снижению продаж на 400 тысяч автомобилей в год.
Третья угроза – рост тарифов страхования. Стоимость КАСКО и при первичном оформлении, и при пролонгации выражается уже космическими цифрами. С октября выросла стоимость обязательного страхования. И, скорее всего, это еще не предел.
Четвертая угроза для дилерского сообщества – это прогнозируемое снижение загрузки сервисных мощностей. Снижение продаж неизбежно приведет к тому, что в дилерские сервисы на ТО-1, ТО-2, сезонные работы, ремонты и прочее в 2015 году приедет гораздо меньше машин. Если просто умножить названные выше 400 тысяч непроданных в 2014 году автомобилей на 25 тысяч рублей (средняя сумма сервисного чека на два первых ТО), получим 10 миллиардов рублей. Это то, что недополучат дилеры. А значит, будут новые сокращения персонала. Казна не получит с этих сумм обязательных отчислений. Автопроизводители не поставят в ближайшем будущем запасных частей на сумму более чем 5 миллиардов рублей.
Пятая угроза – персонал. Многих предприятий уже коснулась череда сокращений. Все уже отметили, что сейчас работать приходится больше, напряженнее за те же, а зачастую и меньшие деньги. Очень не хочется, чтобы отрасль, которая за 20 лет смогла отстроить качественные бизнес-процессы и создать высокий уровень клиентского сервиса, потеряла бы лучшие кадры.
Отдельно затрону тему отношений с автопроизводителями. Сегодня и дилеры, и автоконцерны, по сути, оказались в одной лодке и вместе страдают от снижения потребительской активности. Выживать нужно вместе. Но если представительства автоконцернов при планировании 2015-го года будут, как обычно, ориентироваться на какой-то мифический рост (а объективных предпосылок для этого просто нет), то это только усугубит и без того непростое положение дилеров. Думаю, было бы правильным, если бы автопроизводители перешли на так называемое мягкое планирование, когда с дилерами подписываются рамочные соглашения по количеству закупаемых автомобилей и запасных частей. Всем известно, что в условиях кризиса именно склады новых автомобилей и запчастей являются существенной угрозой для экономики дилера. Так как сейчас то время, когда верстаются планы на будущий год, очень хочется донести до автопроизводителей посыл – применять реалистичный подход к планированию. Если все главы представительств под напором материнских компаний заложат, как год назад, рост 5-20% к текущему году, – сети просто могут рухнуть.
Также хотелось бы обратиться к автопроизводителям с призывом временно заморозить свои планы по развитию дилерских сетей. Новые точки продаж только усугубят общую рыночную ситуацию и положение дел по конкретной марке. Если рынок продолжит падение, с карты бизнеса могут исчезнуть 500-600 дилерских центров. И ведь это будет проблемой не только для нас, дилеров, но и для потребителей. Как быть владельцам той или иной марки, если единственный в их городе дилерский центр разорился и перестал работать? Основная задача сегодняшнего дня, как мне кажется, заключается в том, чтобы сохранить те дилерские сети, которые уже построены и которые сегодня нуждаются в поддержке производителей.
Думается, было бы правильным в условиях падающего рынка платить всем дилерам стопроцентные бонусы и не требовать от них проведения работ по реконструкции, обновлению, ребрендингу, закупке новой мебели и так далее. Сейчас – не время для этого! Ресурсы дилеру необходимы на операционную деятельность, на поддержание определенного уровня обслуживания клиентов. В то же время призову производителей по возможности пересмотреть свой взгляд на жизненный цикл автомобиля, сократив его с семи-восьми лет до трех-четырех. Выход новой модели всегда подогревает интерес к марке. В случае если премьеры приобретут массовый характер, мы сможем рассчитывать на рост интереса к нашему рынку и покупке автомобиля. Тот автоконцерн, который сможет это сделать, – завоюет рынок.
Отдельно хочу обратиться к главам представительств марок Chevrolet, Citroen, Ford, Peugeot в России. Найдите возможности оказать посильную и необходимую помощь всем дилерам ваших марок. Они это заслужили. Это достойные, проверенные партнеры – таких больше не будет. Дилеры очень нуждаются в поддержке.
Наш ответ
Чем будет заниматься Ассоциация в ближайшее время? Прежде всего, мы будем защищать интересы игроков рынка и инвестиции собственников дилерских компаний, вложивших в создание нашей отрасли огромные средства. По самым приблизительным подсчетам, 500 собственников дилерских предприятий инвестировали в строительство сетей более 12 миллиардов долларов. Эту отрасль нельзя потерять или разрушить.
Будем продолжать законотворческие инициативы. Прежде всего, это касается изменений в ФЗ «О защите прав потребителей». В сегодняшней редакции закон ставит дилеров в заведомо проигрышное положение в отношениях с потребителями, открывает простор для потребительского экстремизма, обеспечивая неплохие доходы тем организациям, которые оборачивают несовершенство закона в свою прибыль (объединения потребителей, адвокаты, специализирующиеся на этой проблематике).
Конечно, планируем развивать конструктивные отношения с АЕБ. Будем добиваться того, чтобы 100% автопроизводителей, работающих на российском рынке, строго следовали Кодексу автопроизводителя (сейчас, исходя из информации АЕБ, к кодексу присоединились 18 автопредставительств, продвигающих на нашем рынке 30 марок). Это должен быть настольный документ в представительствах автоконцернов. Дилер и автопроизводитель должны строить отношения на взаимовыгодной основе, находить правильные компромиссы без обращения в ФАС.
Будем развивать партнерские программы. Сейчас вокруг ассоциации объединяются достойные представители других, смежных с автобизнесом секторов, которые заинтересованы в работе с дилерами, готовы предлагать членам ассоциации специальные программы и условия. РОАД открыта для партнерства и готова вести переговоры о сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.
Очень важный проект – «Академия РОАД». Это центр обмена лучшими практиками, центр аналитики, аккумулятор новых знаний. Ведь зачастую дилеры работают в одном городе или с одной маркой, но не знают, что происходит друг у друга. Надо обмениваться данными, учиться друг у друга, повышать свои компетенции, использовать на своих предприятиях то, что уже изобретено и опробовано. «Академия РОАД» в этом плане – оптимальная площадка.
Мы сейчас переживаем сложный период, но в то же время – это и очень интересный период. Да, мы видим, что с рынка уходят игроки. Но, я уверен, что лучшие все же останутся. Призываю всех объединяться вокруг РОАД. Пишите, звоните, вступайте в нашу ассоциацию, приезжайте на наши обучающие семинары, на конвенцию РОАД-2015. Только вместе мы сможем преодолеть все сложности. Ведь совершенно очевидно, что период отложенного спроса сменится потребительской активностью, за падением продаж последует их рост. Благодатные времена обязательно наступят в силу хотя бы двух причин. Первая: все мужчины России старше пяти лет мечтают о новом автомобиле. Вторая: автомобиль в России – больше чем автомобиль, это вторая по важности покупка после жилья. А лично я убежден, что покупка нового автомобиля по силе своего эмоционального воздействия не только делает человека счастливым и дает сильный положительный заряд, но и продлевает жизнь как минимум на год! Так что за будущее нашего сектора я абсолютно спокоен.
Всем желаю оптимизма и реализации поставленных целей!
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте