Большие торговые войны еще впереди

Начатая США, так называемая торговая война, выраженная в повышении импортных пошлин, пока что не оказала заметного влияния на автомобильную отрасль. Однако в сложившейся на мировой политической арене ситуации, в которой, фактически, под угрозой оказался действующий много лет регулятор международной торговли, нельзя исключать что, что это может произойти. Эксперты рынка дали свои ответы о том, как может затронуть автомобильную отрасль торговый протекционизм.


Тимур Нигматуллин, Открытие Брокер



Тимур Нигматуллин, аналитик «Открытие Брокер»



– В базовом, наиболее вероятном сценарии развития событий, мы не ожидаем радикального ограничения международной торговли, в том числе с точки зрения товарных категорий, прямо или косвенно затрагивающих автомобильную отрасль. По всей видимости, президент США Дональд Трамп использует жесткую риторику и формальные действия в этом направлении лишь для инициации переговоров. Напомню, что одним из его ключевых предвыборных обещаний был отказ от невыгодных торговых сделок и в целом – проведение более жесткой политики в области внешней торговли.

В этом отношении показательна ситуация, развивающаяся вокруг торговли с КНР, включая Гонконг:: дефицит США в 2017 году достиг рекордных 375 миллиардов долларов (КНР оценивает дефицит в 276 млрд). Помимо этого, есть очевидные проблемы с защитой интеллектуальной собственности. Жесткая риторика в итоге позволила США частично добиться своих целей, и сейчас страны ведут переговоры. Думаю, что аналогичный сценарий развития ждет и конфликт между США и ЕС, а также другими странами.

Если переговоры не завершатся успехом, то в дело вступят наднациональные институты. Напомню уроки истории: ранее, в 2002 году, президент США Джордж Буш-младший ввел заградительные пошлины на импортную сталь, под которые попали ЕС, Украина, Япония, Китай, Южная Корея, Бразилия и не входившая на тот момент в ВТО Россия. Но после коллективного иска в ВТО в 2003 году они были отменены с соответствующими репутационными и финансовыми потерями для США.

С точки зрения нынешних торговых ограничений их эффект на РФ оценивается как незначительный, гораздо большее влияние оказывает курс рубля и внутренний спрос.

Владимир Сальников, ЦМАКП

Владимир Сальников, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), заведующий лабораторией Института народного прогнозирования РАН


– Вполне возможно, что в автомобильной отрасли большие торговые войны еще впереди, сейчас лишь легкая разминка. Автопромышленность стоит на пороге революционных изменений. Технологические прорывы в области аккумуляторных батарей и автономного вождения, которые могут произойти в ближайшие годы, дадут импульс для начала быстрого развития массового рынка элекрокаров и автопилотов. Китай уже сегодня обладает технологическими и производственными ресурсами, которые позволяют ему

стать одним из ведущих игроков в этих сегментах, опередив США. Сильные позиции Китая вкупе с усилением борьбы на перспективном рынке автопилотов и электрокаров могут спровоцировать введение странами с развитой автопромышленностью жестких протекционистских тарифных мер. Вдобавок к этому, Китай, скорее всего, будет продолжать применять жесткий протекционизм в секторе услуг, в том числе «околоцифровых» (стимулируемых цифровизацией).

Что же касается нынешнего торгового протекционизма США, то пока неясно, является ли он частью долгосрочной программы или же направлен на решение задач краткосрочного характера. Его сегодняшнее усиление лежит в русле предвыборных обещаний Дональда Трампа, в которых говорилось о приоритете защиты традиционных отраслей США, среди которых, конечно, и автопром. Меры направлены, прежде всего, против двух крупнейших в мировой экономике регионов – ЕС и Китая, имеющих большие производственные возможности, в том числе автомобилестроительные. Осуществляя большой объем экспортных поставок, оба региона прямо влияют на рынок США и повышают на нем конкуренцию. Например, в автомобильной промышленности продукция немецких брендов составляет сильную конкуренцию машинам американских национальных компаний. Китайский автомобильный импорт незначителен, но дефицит США в общем товарообороте с Китаем вырос в 2017 году до рекордной суммы – 375 млрдов долларов.

США в отношениях с ЕС доминируют. Европейский союз не так силен, и, что важно, не един. Он в значительной мере зависим от США как на политической, так и на экономической мировой арене. Поэтому, скорее всего, в торговой войне с США ЕС будет вынужден пойти на существенные уступки. Импортные пошлины на американские автомобили в ЕС выше, чем на европейские в США. Но если произойдет снижение европейских тарифов, это не окажет заметного влияния на рост спроса продукции американских автомобильных брендов в ЕС. Европейский рынок достаточно консервативный, и автомобили европейских марок имеют высокую конкурентоспособность. Китай для США на рынке мировой торговли гораздо более сложный игрок. Он значительно меньше зависит от США в экономике и в политике (и чем дальше, тем «самостоятельнее» будет КНР). США придется договариваться с ним по принципу учета взаимных интересов, в связи с чем, скорее всего, мы увидим между странами продолжительный торг. Но это не должно привести к ощутимому для мирового рынка автомобилей дисбалансу.

Второй сценарий – если все-таки игроки не договорятся и под воздействием протекционизма на рынках возникнет избыток предложения, что потребует сокращения производств. Это негативно отразится на всей мировой экономике. Кстати, сейчас, на фоне новостей о рассматриваемых возможных тарифных мерах, направленных против США, инвесторы повышают риски инвестиций в европейские активы.

Для российского рынка опаснее второй сценарий. Нестабильность мировой экономики может повысить его волатильность, что вызовет, прежде всего, колебания курса рубля. Это в свою очередь сильно препятствует необходимому экономике страны наращиванию инвестактивности.

Максим Ковязин, БКС Брокер


Максим Ковязин, старший инвестиционный консультант «БКС Брокер»



– Если оценивать действия главы США как экономические, а не политические меры, то одной из причин, по которым Дональд Трамп может повысить импортные тарифы на автомобили – это борьба с безработицей в автомобильном секторе США. За период с 1994

по 2013 годы количество рабочих мест на заводах страны сократилось на треть, тогда как, например, в Мексике за аналогичный период их число выросло почти в пять раз. За последние несколько лет немецкие премиум-марки – Audi, BMW и Daimler вложили 5,5 млрда долларов. в мексиканские производства. Их открытие там существенно дешевле, чем в США, и северо-американский рынок сбыта рядом.

Еще одна причина – оказание давления на Канаду и Мексику, которые по-прежнему отказываются подписывать новое соглашение по NAFTA (Северо-американская зона свободной торговли), в том числе из-за разногласий с США в области автопрома.

Дональд Трамп еще во время своей предвыборной компании неоднократно угрожал немецкой автопромышленности повышением пошлин до уровня 35%. Согласно его последним заявлениям, пошлины на автомобили из ЕС могут быть увеличены до 25%. Для сравнения: сейчас импортные тарифы для европейских автомобилей в США составляют 3%, а на американские, ввозимые в Европу – 10%. Германия имеет крупнейшую экономику в Евросоюзе. Немецкая автопромышленность – национальная гордость Германии. Поэтому Дональд Трамп как человек эксцентричный, поведение которого больше напоминает шоу-звезду, чем политика, выбрал в качестве рычага давления на ЕС такой громкий, привлекающий внимание широкой европейской общественности способ.

По сути, пошлина в 25% это заградительный тариф, который существенно повысит стоимость европейских автомобилей и снизит спрос на них в США. Это заставит европейские автоконцерны пересматривать производственные планы. Хотя, они могут оказаться не лишенными возможности перенаправить свой экспорт на другой крупный рынок – китайский. Это станет возможным в случае, если КНР, на которую также направлен торговый протекционизм Дональда Трампа, поднимет импортные пошлины на американские автомобили. Китай уже заявлял, что они окажутся в списке товаров из США, на которые будут установлены ответные заградительные тарифы. Тогда импорт европейских автомобилей сможет заменить поставки американских. И, к слову, в США это не могут не понимать.

Российское производство имеет невысокую долю экспорта автомобилей, к тому же ее значительная часть – это поставки в страны СНГ. Поэтому введение крупнейшими регионами заградительных тарифов прямой угрозы российскому рынку не несет. Но, безусловно, торговые войны между крупнейшими экономиками мира несут большой риск сокращений производств, которые негативно отражаются на мировой экономике. Ее нестабильность затрагивает российский рынок – вызывает колебания курсов валют, снижает инвестиционную активность и, как следствие, приводит к угасанию потребительского спроса.

Алексей Портанский, НИУ ВШЭ

Алексей Портанский, профессор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН


– Повышение импортных пошлин на сталь и алюминий для ряда стран, согласно решению американской администрации – мера несущественная с точки зрения декларируемой Дональдом Трампом необходимости снизить торговый дефицит США. Если бы он действительно поставил целю снижение дефицита в торговле, то это потребовало бы иных более масштабных экономических решений, в частности уменьшения американского долга. Есть достаточно оснований полагать, что Дональд Трамп преследует скорее внутриполитические цели: в ноябре 2018 года состоятся промежуточные выборы в Конгресс, и глава Белого дома стремится продемонстрировать своему электорату, особенно в штатах, где расположены металлургические компании, что он отстаивает на внешней арене интересы национальных производителей. Кроме того, Дональд Трамп не прочь устроить вокруг пошлин политический торг. Общаясь в апреле 2018 года с канцлером Германии Ангелой Меркель, он заявил о готовности не вводить их в обмен на отказ Европы от поддержки «Северного потока-2».

Разумеется, нарушение американской стороной правил международной торговли не может не вызывать серьезную обеспокоенность, так как США – это страна с самой развитой в мире экономикой. Не случайно представители ВТО и МВФ выступили недавно с соответствующими заявлениями, в которых подчеркивалось, что возникла реальная угроза сложившимся нормам международной торговли, и что в результате действий Вашингтона недавние в целом неплохие прогнозы на рост мировой экономики становятся гораздо менее оптимистичными.

Если спираль торгового протекционизма продолжит раскручиваться и затронет автопром, то негативный эффект от этого может быть кратно большим, чем от увеличения пошлин на сталь и алюминий. Автомобильные отрасли крупнейших регионов, таких как Евросоюз, Азиатско-тихоокеанский, Североамериканский, сильно зависимы друг от друга. Поэтому нарушение сложившихся торговых связей может привести к сбоям в производстве, поставках и другим нежелательным последствиям, что в итоге чревато ощутимым, негативным экономическим эффектом, который отразится на состоянии глобального рынка. Это, в том числе, ударит и по самим США. Макроэкономическая нестабильность, разумеется, затронет и российский рынок.


Повышения импортных тарифов США – меры скорее политического, чем экономического характера. Поэтому начатая президентом Дональдом Трампом торговая война едва ли получит большое развитие. Тем более что в итоге она ударит и по самим США. Однако риск раскручивания спирали глобального торгового протекционизма все же есть. Если негативный прогноз начнет реализовываться, то торговая война вызовет на крупных рынках падения производств. Это прямо не затронет российскую автомобильную отрасль, поскольку ее экспорт незначителен и осуществляется в основном в страны СНГ. Но возникшее на рынках производственное снижение, создаст ощутимый отрицательный экономический эффект, который в итоге отразится на состоянии глобального рынка, в том числе российского.


Дмитрий Панов,
«АвтоБизнесРевю»

29 июня 2018
  • Комментарии 0
  • Посещения 13344

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте