Бизнес в новой реальности: отчет с форума «Авторитейл в России 2015»

Уходящий год принес дилерам не только очередные потери в продажах, но и понимание новых правил игры на рынке. Неуверенность и тревогу сменили холодный расчет и внятная программа антикризисных мер. Участники форума «Авторитейл в России» обсудили пути сохранения финансовой устойчивости, а также убедились, что поодиночке выйти из затянувшегося пике не удастся – действовать нужно сообща


Крупнейшие иностранные производители, которые уже вложили силы и средства в развитие отечественной автомобильной отрасли, не отказываются от долгосрочных программ развития в нашей стране. «Мы верим в будущее российского рынка», – заявил глава марки Volkswagen PKW в структуре «Фольксваген Груп Рус» Пьер Бутен. Объем инвестиций концерна в Россию превысил 1,3 миллиарда евро, при этом на локально произведенные модели приходится 95% объема продаж бренда. Осенью нынешнего года под Калугой запущен завод, который позволяет ежегодно выпускать по 150 тысяч двигателей для автомобилей Skoda и Volkswagen. Вложения в этот проект составили 250 миллионов евро. По мнению Пьера Бутена, важным решением в период кризиса стало снижение издержек за счет прекращения импорта некоторых моделей и в то же время запуска четырех новинок, позволивших обновить 77% продаж. Производитель намерен расширять линейку продуктов за счет более доходного SUV-сегмента. Борьба за финансовую стабильность бизнес-партнеров стала одним из ключевых направлений работы «Фольксваген Груп Рус». Все усилия компании будут направлены на то, чтобы сохранить и укрепить действующую сеть, повысить ее эффективность для достижения более устойчивой доли на рынке.

Пьер Бутен обратил внимание участников форума на те риски, которыми обладает бизнес-модель российских дилеров. По статистике сети Volkswagen, сейчас их доходность на 50% зависит от продаж новых автомобилей. В то же время доля прибыли от сервисного обслуживания (без учета запчастей) и работы на вторичном рынке составляет 19%, тогда как у партнеров марки в США этот показатель достигает 49%, в Великобритании – 41%. Таким образом, в условиях падающего рынка новых автомобилей необходимо активно развивать дополнительные направления деятельности предприятий.

За несколько часов до официального открытия продаж «Лады Весты» исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Денис Петрунин познакомил коллег со стратегией развития бренда на новом витке его истории. Имея за плечами давние традиции и узнаваемость, «Лада» будет стремиться к тому, чтобы, с одной стороны, удержать нынешнюю привлекательность для клиентов и, с другой стороны, выйти на новый уровень в аспектах технологичности и современности. Поэтому запуск моделей третьего поколения призван изменить восприятие марки. Дилерские центры ожидает изменение корпоративного стиля, которое повысит удобство для покупателей при выборе автомобиля и позволит четко идентифицировать «Ладу» даже в мультибрендовом формате: на смену привычному и распространенному в масс-сегменте синему цвету придет черно-оранжевая гамма. Реализация проекта будет происходить в течение трех лет.

Маржа дилера на автомобили

В начале 2015 года официальная сеть отечественного производителя насчитывала 358 предприятий (включая сервисных партнеров) в 192 городах страны. Из них 72% осуществляли деятельность в монобрендовом формате. Среднее количество продаж на одного дилера в год – 815 новых автомобилей. Маржинальный доход от продаж 32% ритейлеров АвтоВАЗа достигает максимального значения 10-12%. У 40% предприятий он находится на уровне 6-8%. По словам Дениса Петрунина в ближайшее время расширение сети будет происходить за счет увеличения числа сервисных партнеров, которые станут заниматься исключительно послепродажным обслуживанием.

В начале работы форума его участники поделились прогнозами развития авторитейла на ближайшие годы в ходе импровизированного экспресс-опроса. Большинство уверено, что в 2016 году продолжится падение продаж, при этом отрасль начнет восстанавливаться не раньше 2017 года. Такую оценку дали представители не только дилерских компаний, но и автопроизводителей, на что позже обратил внимание председатель совета директоров ГК «Модус» Алексей Лещенко во время интерактивной дискуссии руководителей крупнейших автохолдингов: «Многие уверены, что рынок не будет расти, но ни один из дистрибьюторов, с которыми мы работаем, не снизил планы продаж. Производителям необходимо более трезво смотреть на сложившуюся ситуацию».

Топ-менеджеры российского авторитейла высказали пожелание видеть более адекватные требования дистрибьюторов к дилерским сетям, особенно в направлении корпоративных стандартов. «В нашей компании более 60 дилерских центров, каждый из которых по-своему переживает ситуацию на рынке. Более гибкий подход наших партнеров позволит совместными усилиями минимизировать затраты, особенно те, которые напрямую не влияют на удовлетворенность клиентов и получение доходности», – подчеркнул председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.

Генеральный директор компании «Рольф» Татьяна Луковецкая оптимистично оценивает результаты своего холдинга за последний год и перспективы дальнейшего развития. Обращаясь к производителям во время интерактивной дискуссии, она заявила, что дилеры готовы продавать много автомобилей благодаря высокому уровню компетентности действующих игроков и ради поддержания сервисной базы, которая в ближайшие годы может резко сократиться. Но для этого необходимы комфортные условия работы и взаимно согласованные действия.

Среди наиболее перспективных направлений увеличения доходности участники дискуссии выделили вторичный рынок, который по-прежнему слабо освоен официальным бизнесом. В настоящее время ассоциация «Российские автодилеры» (РОАД) работает над созданием единой базы автомобилей с пробегом, которая позволит вывести это направление из «тени». Совместные усилия всего автомобильного сообщества в этом направлении, по мнению Татьяны Луковецкой, создадут внушительный потенциал для развития рынка в будущем, а также могут принести пользу государству в виде 10 миллиардов рублей ежегодных налоговых сборов. По словам Вячеслава Зубарева, для дальнейшего развития проекта также необходимы участие и помощь государственных структур, поскольку формирование прозрачного рынка подержанных автомобилей сопряжено не только с пополнением казны, но и с защитой прав потребителей.

Участие наиболее авторитетных представителей отечественного авторитейла, большое количество общих и в особенности личных вопросов спикерам во время каждой сессии, непрекращающиеся дискуссии в кулуарах – все это подтверждает, что автомобильному рынку в современных условиях необходимо поддерживать тесное общение для понимания всех изменений в отрасли и возможности предпринимать адекватные меры.


Евгений Еськов,
«АвтоБизнесРевю»

3 декабря 2015
  • Комментарии 0
  • Посещения 14439

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте