Все дело в кадрах: где искать, как мотивировать и обучать сотрудников кузовного цеха
В Санкт-Петербурге прошла конференция Acoat Selected, которая объединила профессионалов кузовных цехов официальных дилеров и независимых сервисов. Около 30 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Иванова, Казани, Нижнего Новгорода, Смоленска, Твери и Уфы познакомились с практикой коллег, а также постарались найти решения для главной проблемы кузовного производства – поиска, обучения и удержания персонала
Участники конференции во время дискуссии согласились, что за последние 15 лет ситуация на рынке труда в направлении кузовного производства сильно ухудшилась. Как отметил генеральный директор «Акзо Нобель Автопокрытия» Сергей Мужанов, раньше на должность маляра к автодилеру приходили люди с высшим образованием – самоучки и дипломированные инженеры, а все профессии вокруг автомобиля и его устройства считались престижными и хорошо оплачивались. К настоящему времени те люди уже выросли до мастеров или создали собственный бизнес. Вместе с этим изменение параметров взаимодействия со страховыми компаниями настолько понизило значимость сотрудников кузовного цеха и доходность направления, что теперь молодым специалистам проще и выгоднее, скажем, продавать смартфоны в офисах мобильной связи, чем заниматься ремонтом автомобилей.
К этим проблемам можно прибавить демографическую обстановку в нашей стране и дискредитацию профессионального образования. Техникумы и колледжи в России не выпускают готовых к работе специалистов в области автосервиса, а для кузовного направления – тем более. Всем выпускникам нужна длительная практика, чтобы стать настоящими специалистами. Да, техникумы поставляют учеников на практику, но она часто проходит формально. Руководители не знают, чем занять практикантов, а наставники не заинтересованы в их обучении. Так, прежде из десяти учеников удавалось получить в среднем одного квалифицированного сотрудника, сейчас же из ста попыток обучить и вовлечь на работу в кузовной цех удачей заканчиваются только две.
В Европе и США есть тенденция к практически полному отсутствию специалистов по подбору цвета в кузовных сервисах. Но там и отношение к вопросу попадания в цвет иное. Директор по бизнес-консалтингу AkzoNobel Сергей Осипов отметил, что специалистов цветоподбора в России становится все меньше. Молодежь не спешит овладевать этой профессией. Учебные заведения и вовсе не готовят таких специалистов. При этом сложность такой работы возрастает, в том числе из-за новых цветовых эффектов, применяемых в ЛКП современных автомобилей, а также снижения качества окраски на заводах.
Как эффективное решение, помимо обучения своих партнеров, AkzoNobel предлагает стандартизировать работу колористов, сделав ставку не на талант «художника», а на автоматизированную технологию подбора. Современные программные средства
Сергей Осипов, директор по бизнес-консалтингу AkzoNobel
Высококвалифицированных колористов в России становится все меньше. Молодежь не спешит овладевать этой профессией. Учебные заведения и вовсе не готовят таких специалистов. При этом сложность такой работы возрастает, в том числе из-за новых цветовых эффектов, применяемых в ЛКП современных автомобилей, а также снижения качества окраски на заводах
позволяют это сделать. Компания предложила концепцию подбора цвета Colorvation, которая, благодаря применению цифровых технологий, позволяет увеличить выработку одной штатной единицы колориста. Часть работ может быть выполнена сотрудниками с меньшей квалификацией, а опытный колорист сможет делать больше подборов за то же время. Цифровой поиск цвета дает на два порядка больше вариантов, выбор лучших из них производит компьютер. Вдобавок к этому, технология обеспечивает сохранение интеллектуальной собственности сервиса: колорист может покинуть компанию, но образцы останутся в базе данных сервиса.
«Мы наблюдаем интересные решения с колористами на местах, – поделился Сергей Осипов. – Например, на станции “Октан В” [Официальный дилер Hyundai в Смоленске. – Прим. ред.] сотрудник успевает подбирать цвет как для своего цеха, так и для продажи в розницу. Это удается сделать без снижения качества подбора благодаря созданию и постоянному пополнению цифровой библиотеки. Выбор стартовой формулы производится спектрофотометром. Достигается высокая доля “сливных формул” (без шагов подбора)».
В сети «Автопромсервис» (официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Renault и «Лады» в Белоруссии) цифровой подход обязателен во время подбора цвета. Колористы на площадках используют спектрофотометр и программу MIXIT Cloud. Постоянно делается замер ΔЕ – цветового отличия для сравнения цвета, дальнейшего хода подбора и приема качества.
Использование цифровых технологий позволяет также сократить затраты на создание собственной цветовой библиотеки. Тысячи физических образцов цвета (выкрасов) теперь могут храниться в цифровом виде вместо ящиков и коробок. Цифровой образец всегда доступен к поиску, он не портится от времени. А ведь каждый такой образец требует затрат около 2 евро, учитывая все шаги на его получение.
Технический директор дилерского центра «Дакар» из Санкт-Петербурга Сергей Погожев рассказал, как в кузовном цеху его компании нашли способ мотивировать сотрудников, делая упор на экономию материалов. В определенный момент из-за ситуации на рынке производство перестало получать прибыль, выручка едва превышала расходы. После анализа ситуации в кузовном цеху был установлен полный контроль над складом и ЛКМ. Для этого потребовалось существенно доработать систему «1С» с тем, чтобы она позволяла корректно учитывать и списывать материалы. Было принято решение передавать материалы для ремонта автомобиля под ответственность конкретного специалиста. Материалы, выдаваемые на цех, «приписывают» к мастеру цеха. Колористы также получают со склада расходники под личную ответственность – оказалось, что они вносят большой вклад в экономию.
Вторым шагом стало изменение системы мотивации. Премия за экономию ЛКМ рассчитывается по формуле: (норма расхода – факт. расход) x [кол-во элементов] x 0,25, где норма расхода – целевой показатель расхода ЛКМ на один базовый элемент; факт. расход – фактический расход на один базовый элемент за отчетный период (для каждого маляра рассчитывается индивидуально). Премия может составлять до +25% от зарплаты сотрудника. Мотивация оказалась настолько удачной, что ее не меняют уже пять лет с момента внедрения.
Что касается поиска персонала, интересным опытом поделился руководитель малярно- кузовного ремонта «Боравто» (Воронеж) Егор Остроушко. В кузовных цехах группы компаний анализируют конкурентную среду не только на уровне мониторинга зарплат и предложений в Интернете. Раз в квартал компания проводит оценку мотивационных и зарплатных мероприятий конкурентов в регионе. Для этого используются профессиональные чаты по специальностям сотрудников. Анализируя полученную из разных каналов информацию, компания может предлагать конкурентные условия оплаты труда, чтобы оставаться привлекательными для действующих сотрудников и новых кадров.
Кроме того, руководитель кузовного цеха рассказал, что наиболее удачным местом для поиска продуктивного персонала стали сообщества молодых людей, увлеченных тюнингом автомобилей. Именно там компания ищет самородков, «зараженных» интересом к технике. Таких молодых людей интересует не только мотивация, но и возможность практического обучения с самореализацией.
На конференции AkzoNobel также были представители дилеров, которым реже приходится искать новых сотрудников в кузовной цех, потому что они научились удерживать действующих. Опыт совмещения материальной и нематериальной мотивации, а также вклад собственника в поддержание благоприятной атмосферы в коллективе обсуждался участниками конференции наряду с дискуссией о способах привлечения и обучения молодых специалистов. Задача поиска и повышения квалификации персонала кузовного цеха остается наиболее актуальной в современном автобизнесе. Благодаря компании AkzoNobel участники конференции получили инструменты для ее решения.
Материал опубликован на правах информационного партнерства
- 0
- 26844
Другие статьи:
- 16 июня 2022
- Дилера оштрафовали за нарушение сроков ремонта на сумму, в 10 раз превышающую стоимость машины
- 17 января 2019
- Верховный суд заглянет в сервис
- 30 июня 2017
- «Росгосстрах»: 90% загрузки МКЦ дает страховщик
- 10 февраля 2016
- «Рольф» запускает центр кузовного ремонта
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте