Олег Кузнецов: «Если сегодня вы сокращаете расходы на IT-инфраструктуру, впоследствии на ее развитие потратите в 10 раз больше»

Сегодня IT-инфраструктура часто воспринимается как нечто само собой разумеющееся, непременно необходимое. Тем не менее, как только на авторитейл накатывает очередная волна кризиса, для многих дилеров все острее встает вопрос оптимизации расходов. И траты на любые новшества цифровой сферы могут «идти под нож» в числе первых. Впрочем, есть компании, которые выбирают другой путь. Немало важных задач в моменте можно решать силами сторонних компаний и делать это с обоюдной выгодой. Об особенностях развития цифровизации дилера и о сотрудничестве с компанией «Онланта» рассказал Олег Кузнецов, заместитель генерального директора ГК «Автодом» и «АвтоСпецЦентр»

Как Вы оцениваете текущий уровень цифровой трансформации в российском автобизнесе? Какие основные тенденции наблюдаете?

С одной стороны, автобизнес в целом и наша группа компаний в частности сейчас находятся не в той ситуации, чтобы инвестировать в новые IT-решения. Если в прежние времена немало компаний могли себе позволить тратить силы и средства на тестирование разных гипотез по внедрению новых цифровых решений, то сейчас почти все вынуждены оптимизировать затраты.

С другой стороны, я знаю примеры, когда некоторые ведущие дилеры продолжают немалые инвестиции в этой сфере бизнеса. Так, наша группа компании еще в прошлом году начала активнее использовать искусственный интеллект (ИИ). На начальном этапе его применяли только для простых задач. Например, расшифровки записей разговоров в текст и, наоборот, генерации фраз из текста голосовыми роботами. Сегодня появились новые кейсы, новые направления применения ИИ. Я пока не могу сказать, что это уже позволяет нам больше зарабатывать, но это, несомненно, ускоряет и упрощает решение все большего количества вопросов в бизнесе.


Сегодня IT-инфраструктура часто воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Как Вы считаете, насколько сильно неэффективная IT-инфраструктура может влиять на ключевые бизнес-показатели автодилера? Можете ли привести примеры того, как «узкие места» в IT тормозят рост бизнеса?

У каждого автодилера есть какая-то минимальная IT-инфраструктура. Это, прежде всего, сам дилерский центр, в котором есть рабочие места, телефония, серверы и прочее. Всего один день простоя этой инфраструктуры может стоить очень дорого. Особенно если речь идет о крупном бизнесе — с ежегодной выручкой более сотни миллиардов рублей. Недопустимо, если в дилерском центре вдруг перестают работать какие-то важные бизнес-процессы. Может, например, исчезнуть возможность принимать деньги от клиентов или остановятся отгрузки автомобилей. Поэтому правильно выстроенная работа IT обеспечивает, прежде всего, непрерывность работы бизнеса. Если говорить о системе автоматизации дилера, то по-прежнему главным драйвером в совершенствовании IT-системы сегодня остаются импортеры. Мы даже делим наши ресурсы в этой сфере на два направления. Первое — это соблюдение требований импортеров и законодательства. На это уходит больше всего усилий и средств. При открытии дилерского центра у автохолдига возникает необходимость интегрироваться в цифровые структуры дистрибьютора. Появляются задачи по онлайн-выгрузке всех процессов от приема звонка до контрактования. Соблюдение стандартов традиционно управляется через KPI и бонусы. Без этой интеграции уже нельзя купить франшизу некоторых марок. Или у дилера будут серьезные потери в маржинальности каждой сделки.

Отдельно надо сказать о информационной безопасности. Ее нарушение также чревато серьезными последствиями. Дилера могут «зашифровать» мошенники. Это «двойная боль», при которой бизнес не просто останавливается, но теряются еще know-how IT-системы, и база данных клиентов.


В вашей ГК успешно функционирует собственный IT-департамент. Однако вы стали использовать еще и аутсорсинг? Какие факторы влияют на решение о привлечении сторонних ресурсов?

В нынешней ситуации — при высокой стоимости кредитов и ограниченности собственных оборотных средств — выгодней становится выбирать те модели IT-бизнеса, которые не требуют больших инвестиций. В нашей компании с конца 2024 года мы стали массово использовать облачные хранилища. Туда переведена большая часть локальных серверов и программ. Конечно, дилер сам может купить нужные серверы, обеспечивать их апгрейд, создавать дата-центры. В перспективе на годы вперед такая модель будет дешевле по сравнению с тем, если бы мы работали на облачном оборудовании. При этом, когда результат нужно получать здесь и сейчас, схема облаков выгодна. Ключевым параметром в этом расчете стала нынешняя высокая стоимость денег.


Какие задачи были поставлены перед компанией «Онланта»? Какие решения были реализованы при ее участии и какой результат вы получили?

Стоимость денег приходится учитывать при разработке ПО или сопровождения. Есть позиции, которые пользуются особенно большой популярностью и в этой связи стоят на рынке все дороже. Например, это специалисты по телефонии, высококлассные разработчики, специалисты по импортным системам. Вырастить и обучить этих людей в рамках штата — это долго, и есть риск их ухода после обучения. Нанять готовых — дорого. Поэтому для найма таких высококвалифицированных специалистов мы также пользуемся услугами подрядных организаций. Так, компания «Онланта» стала нашим партнером по DevOps-сопровождению разработки.

Зачем нужен DevOps? Несмотря на оптимизацию инвестиций, в нашей ГК мы продолжаем использовать собственные сайты, мобильное приложение, платформы по контенту. Есть постоянные внушительные обороты новых автомобилей и машин с пробегом, которые нужно выгружать на классифайды с требуемым описанием, отслеживать все товары по статистике просмотров и звонков. Это все работает через наше единое центральное фронтальное решение, инфраструктурную Kubernetes-платформу от компании «Онланта». Она функционирует в режиме 24/7.

С помощью коллег из компании «Онланта» мы получили возможность круглосуточно поддерживать работу этой системы в полном цикле разработки — от тестовой среды до отказоустойчивого продакшн-кластера. Также наши партнеры сделали нам мониторинг функционирования IT, то есть систему, которая следит за всей нашей цифровой инфраструктурой, проактивно сообщает о неполадках. Например, сигнализирует, если в каком-то сегменте сервера начинает не хватать места. Раньше, если на наших серверах могло не хватать мощностей, происходили сбои, мы несли потери в операционном бизнесе. Теперь решилась и эта проблема. То есть устойчивей и четче стали работать все наши прикладные сервисы, в том числе прием оплаты через ссылку для клиента, выгрузка объявлений поступивших на склад машин, онлайн-запись на сервис и прочее.


Насколько достигнутые результаты соответствуют ожиданиям?

Мы полностью довольны сотрудничеством. При этом в компании «Онланта» нас привлек, в том числе, и человечный подход. Едва ли любые более-менее крупные вендоры согласятся внести ваши правки в договора о сотрудничестве. Если у вас возник сбой в каком-то процессе или тем более что-то сломалось, крупный игрок, скорее всего, заставит вас общаться с чат-ботом. «Онланта» в этом плане для нас оказалась приятным исключением. Она предоставила нам не только мощности и ресурсы, но и всех нужных специалистов, включая аналитиков и цифровых архитекторов. В момент старта проекта ради долгосрочного сотрудничества они даже согласились пересмотреть свою финансовую модель в части прибылей и убытков.


Какие основные задачи в IT-сфере предстоит решить авторитейлу в целом и вашей ГК в частности в рамках текущего года? Какие технологии и решения Вы считаете наиболее перспективными для развития бизнеса?

Мы видим два направления в IT-сфере авторитейла, которые будут развиваться особенно активно. Первое направление — это помощь в диверсификации направлений продаж. Так, в нашей ГК в цифровом формате развивается продажа не только автомобилей и услуг СТО, но также масел и аксессуаров, включая мотоэкипировку. Для этого в нынешней ситуации мы стали сотрудничать с маркетплейсами. Да, они берут немалую комиссию, но позволяют быстрее реализовать те товары, которые плохо продаются через дилерский центр. Это могут быть фирменные футболки, часы, масштабные модели автомобилей и прочее. В целом все, что у нас есть в ассортименте, мы стараемся представить во всех каналах продаж.

Второе направление – это использование ИИ. Мы применяем ИИ для разработки кода, для поиска, парсинга и генерации контента по товарам, выгружаемым на маркетплейс. Использование ИИ это, с одной стороны, просто при применении онлайн-чат-ботов, но уже гораздо сложнее при попытке поместить в рамках компании закрытую голосовую модель и своего чат-бота. К слову, и здесь мы используем вычислительные мощности компании «Онланта».

В целом в нынешней ситуации падения объемов рынка сокращать расходы на IT-сферу в корне неверно. Впоследствии этот шаг приведет к тому, что попытка восстановления развития цифровых сервисов компании будет стоить в 10 раз дороже.


Erid: 2SDnjeEVXC1

Интервью подготовил Алексей Сергеев

Реклама. ООО "Онланта", ИНН 7722653629

9 июня 2025
  • Комментарии 0
  • Посещения 2349

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте