Выпуск 9: Александр Казаченко о реформах в ОСАГО и страховых ремонтах

Александр Казаченко делится впечатлениями о заседаниях в Госдуме и в Центробанке по вопросам изменений в законе об ОСАГО. Рассказывает о спорах со страховщиками, о различии позиций автосервисов и страховых компаний в вопросе страховых ремонтов, предлагает ввести в процесс страхования и ремонта по ОСАГО автоэксперта.

– Здравствуйте, уважаемые читатели «АвтобизнесРевю»! Сегодня с нами Александр Казаченко, вице-президент АСА (Автомобильная сервисная ассоциация). Мы обсудим одну из актуальных тем для автосервисов – это изменения в законе об ОСАГО. Александр, чего нам ожидать в ближайшем будущем в этом направлении?

– Здравствуйте! Надо всегда надеяться на лучшее, не быть пессимистами. Скорее всего, поправки в законопроект об ОСАГО перенесут на весну, не успеют просто до Нового года обсудить и принять, хотя шанс есть, что все сложат в одну папку и быстро отнесут, все это попытаются быстро согласовать и подписать. Но вероятность этого – 3-4%.

Есть ряд вопросов: как видят изменения страховщики, как видят их автосервисы, обычные люди или представители «Синих Ведерок».

Страховщики видят все-таки «свои сервисы». Так как они отвечают за качество ремонта, то и отправлять будут только в те сервисы, с которыми у них есть договорные условия. Представитель «Синих Ведерок», говорит о том, что качество ремонта должно быть очень хорошее, что формат работы должен быть такой: пришел в страховую компанию, сдал документы, положил ключи, а потом забрал отремонтированный автомобиль, то есть автовладелец не участвует в процессе ремонта абсолютно. Мы это видим немножко по-другому. Мы это видим в части стандартизации рынка России.

–Кто мы?

– Автомобильная сервисная ассоциация. Я лично это вижу по-другому.

– Автомобильная сервисная ассоциация на стороне кого, каких представителей, какого бизнеса?

– И страхового, и потребителей. Мы находимся между этими сегментами рынка. То есть на острие ножа. И мы не можем поддерживать на 100% всех, поскольку сферы бизнеса у СТО и СК разные.

– Их интересы идут вразрез интересам дилерского сообщества и независимых СТО?

– И да и нет. Не вразрез, просто каждый видит немножко в своем формате. Страховщики не особо прислушиваются к тому, что надо все-таки уделять внимание качеству сервиса: техническое оснащение, обученность людей, какие могут виды ремонтных работ проводить. Кто это должен контролировать? У страховщика есть бренд-менеджеры по качеству? Либо люди, которые что-то соображают в кузовном производстве, которые могут определить по внешнему виду сервиса, какие виды работ там можно делать? Конечно, нет.

Это надо отдать профессионалу. Мы должны их оценивать, РОАД, еще какая-нибудь ассоциация. Мы же не пытаемся взять на себя 100% вопросов. Должны быть ассоциации, как в Европе. Кто-то один сегмент рынка поддерживает, кто-то – второй. Мы

«Автосервисы, к великому сожалению, просто очень сильно разрознены. И силы, объединяющей автосервисы, пока, к сожалению, в нашей стране нет»

в ответственности за качество ремонта. Мы – некоммерческая организация, у нас есть и дисциплинарный комитет, и рассмотрение жалоб, помощь при судебных процессах, подготовка рецензий, антиавтоюридические подсказки и т.д.

Не надо ходить в страховую компанию, либо еще куда-то. Все будут обращаться к нам. Мы разбираемся, выносим свой вердикт, помогаем сервисам взаимодействовать со страховщиками, с потребителями услуг, бороться с так называемым потребительским терроризмом.

– Недавно Вы посетили два мероприятия, посвященные этой тематике. Одно – в Центробанке.

– В Центробанке и в Госдуме собирали совещание, как раз касательно изменений.

– Именно по закону об ОСАГО?

–Именно по закону ОСАГО, как это должно выглядеть, и как это все будет выглядеть в будущем при популяризации ремонта на СТО. То есть какие меры принимать, как это должно происходить. Мы собирались с депутатами, обсуждали эту тему.

– Вопрос по ОСАГО стоял в повестке дня в Госдуме?

– Да.

– Кто был в этом Комитете в Госдуме? С кем Вы сели за стол переговоров?

– Комитет по финансовым рынкам возглавляет Анатолий Аксаков. Там четко видят и понимают все проблемы и позиции страховщиков в этом плане. Был РСА (Российский союз автостраховщиков – ред.), были Игорь Юргенс, Евгений Уфимцев, Михаил Порватов, представители страховых компаний. То есть представители страхового направления были представлены широко. Пригласили «Синие Ведерки», Ассоциацию по защите страхователей, возглавляемую Максимом Ханжиным, нас пригласили и было еще, буквально, несколько представителей автоцентров.

– То есть, были представители бизнеса?

– Да, бизнес был.

– Официальные дилеры?

– Нет, неофициальные.

– И что успели обсудить?

– Успели обсудить, как предлагать людям новую идею о том, что получать по страховым случаям деньги не очень удобно, а ремонтировать автомобили – это удобно и хорошо. Оплата за услуги автосервиса без ремонта как возможный выход из конфликтных ситуаций. РСА и Центробанк хотят, чтобы люди при заключении договора отмечали три автосервиса, услугами которых они хотят пользоваться в своей жизни.

– Я правильно понимаю, позиция РСА и позиция Центробанка – прописывать в договоре ОСАГО три пункта, три автосервиса?

– Да, три автосервиса, в которые человек хочет ездить…

– В любой точке страны?

– Да, в любой точке страны. Я задал вопрос: «А что будет, если человек попал в аварию где-то в Краснодаре? Что, ему ехать в те три сервиса, которые он выбрал?». Пояснили, что нет. Это, грубо говоря, главенствующие сервисы, потому что они же могут измениться, закрыться. Для меня эта позиция непонятна. Я не понимаю, для чего прописывать в договоре три сервиса. Ведь потом обязательно найдеться кто-то очень продвинутый и все это сможет приобрести другое направление развития.

Позиция нашей ассоциации – нужно объединять усилия с РОАД, с любой ассоциацией, мы абсолютно открыты и конкурировать в этом плане не собираемся. Да, и не за что, нам надо отрасль спасать!

Мы за поддержку автосервисных организаций, создание национального реестра автосервисов, которые соответствуют техническим требованиям. Так, например, мы сегодня были на конференции партнеров Sikkens, которые сами дополнительно проверяют, дают расширенную гарантию на качество проведенных работ. И таким образом сформировать пул автосервисов, которые будут отвечать единым стандартам. И страховой компании необязательно будет иметь договор с каждым сервисом, потому что где бы ни проходил ремонт, она получит то же качество, а может быть, даже и лучше на некоторых сервисах, исходя из той базы, которая уже заложена.

– Вы говорили, что споры идут еще и по поводу удаленности…

– Да, споры идут по удаленности. Я вначале тоже принял участие.

– По удаленности от чего?

– От места ДТП до места ремонта автомобилей. Я, так же, как и все люди, видимо, понял это очень просто: страховщик будет оплачивать стоимость эвакуации – от места ДТП до места ремонта. Но с точки зрения самого закона по ОСАГО и процесса, как происходит урегулирование убытков по ОСАГО, машину в сервис по ОСАГО сразу не везут. Она в 97% случаев едет куда-то домой, хранится.

Человек либо удаленно решает вопрос, либо приходит в страховую компанию и сдает документы. Страховая компания принимает решение: страховое событие это или нет. И только после этого выдает направление на автосервис. То есть, речь не об эвакуации, а о том, насколько сервис может быть максимально удален от места ДТП либо каких-то городов. А теперь переключились на города. Город одних размеров – до 50 км, с другим – до 100 км.

Ну и, как РОАД выступал, город меньше 500 тысяч – 250 км. В Центробанке Николай Тюрников (председатель ассоциации защиты страхователей – ред.) выступал, он всех скорректировал в том, что речь не об оплате эвакуатора за метраж, а об удаленности сервиса. То есть, грубо говоря, я живу в Москве, а максимальная удаленность может быть 44 км. То есть, я из Москвы должен, из Юго-Западной – как вариант предлагали рассмотреть – уехать куда-нибудь под Дмитров или в Солнечногорск на ремонт. Вопрос: «Мне это надо?». Зачем какой-то километраж указывать, если я должен, как страховщик, обеспечить ремонт в пределах города. Зачем какую-то максимальную удаленность ставить для этого – я не очень понял. Поэтому позиция наша – не прописывать определенный километраж на удаленность СТО, а указать только предел эвакуации.

– Понятно, что заседание комитета в Госдуме, но почему заседание в Центробанке? Мне не совсем понятно.

– Центробанк – тоже для понимания. Потому что сейчас, в нон-стопе, практически на завтра нас пригласили в Совет Федерации. То же самое и с теми же вопросами. Сейчас идет активное развитие этого вопроса. Поэтому консультации происходят абсолютно везде, на любом уровне. Так, в ЦБ мы договорились о том, что каждый из нас напишет свое видение, мы до понедельника должны будем сдать свое понимание – как мы должны изменить либо подкорректировать закон в части ремонта по ОСАГО.

– И чья сторона здесь сильнее, многочисленнее?

– Страховщиков, конечно.

– Насколько страховщики учитывают интересы автовладельцев? В каких вопросах они лоббируют больше всего свои бизнес-интересы?

– Само направление правильное. Страховщики, естественно, делают правильно, когда дают возможность честным людям проводить ремонт своего автомобиля так, чтобы не думать, чтобы не болела голова о том, где я отремонтирую за эти деньги. Основное направление – это избавление и искоренение «черных автоюристов», которые занимаются «раздеванием» страховых компаний, и их направление деятельности с ремонтом вообще никак не связано. Второе – это сбор новых налоговых поступлений и рабочие места, также это огромный вклад в отрасль как таковую, посчитайте сколько смежников задействовано в этом процессе..

То есть, естественно, преследуются цели – исключить, по возможности, максимально контакты клиентов с автоюристами и перетащить клиентов на сервис. Только как все это будет, не будет ли это опять в какой-то форме, выгодной только для страховщиков. Вопрос.

Еще раз возвращаясь к вопросам, что знают страховые компании. Да, они работают с сервисами на протяжении семи лет. А если спросить, они хоть раз технический аудит делали в этом сервисе – на каком оборудовании работают, какие камеры стоят, меняют ли фильтры в камерах, обслуживают ли подъемники, какое сварочное оборудование, диагностическое…

Страховой компании не нужно этого знать, и она никогда этим не занималась. Поэтому идея такая, что каждый должен заниматься своим делом. Все-таки контроль за сервисами и за качеством ремонта надо отдавать в другие руки.

– Получается, если сервисы делают ремонты и они же отслеживают свое качество… это не совсем правильно.

– Сейчас по законодательству (и сейчас, и в будущем) ответственность за ремонт несет страховая компания. Весь вопрос состоит в том, задумывались ли страховые компании, и в частности

«Позиция нашей ассоциации – нужно объединять усилия с РОАД, с любой ассоциацией, мы абсолютно открыты и конкурировать в этом плане не собираемся. Да, и не за что, нам надо отрасль спасать!»

«Российский союз автостраховщиков», о том, что такое качество, и как это качество определить. Если мне кто-то из страховщиков ответит на вопрос, что он знает, как определить качество ремонта, я сниму шляпу и поаплодирую. Я уверен, что этого никто не знает. То есть для них это, скажем так, не их направление. Никто раньше не охотился за тем, чтобы проверить – качественно машину по ОСАГО отремонтировали или нет. Сейчас в этот процесс будут вклиниваться эксперты по качеству – автоюристы.

– Значит, сюда добавляется третья категория специалистов…

– Да, эксперты по качеству ремонта, которые будут принимать эти машины. То есть, с выкупа убытков по ОСАГО часть перетечет в контроль качества проводимого ремонта сервиса.

– То есть, это добавит стоимость ОСАГО, поскольку подключается еще один специалист?

– Стоимость ОСАГО – тарифы не меняются, поэтому…

– А за чей счет – эксперт по качеству?

– Эксперт по качеству будет за свой счет. Это так же, как и выкуп долгов. Он будет находить машины, которые буду плохо отремонтированы, идти в суд, судиться, выигрывать суды и зарабатывать себе на этом деньги. Схема очень проста: нашел машину, доказал, что она некачественно отремонтирована. Только теперь здесь попадают в неприятную историю не одна страховая компания, а теперь уже плюс сервис.

– Это позиция АСА?

– Нет, это не позиция АСА. Это я вижу, как это будет.

– Это личная позиция?

– Это моя личная позиция. Это мое предположение. Сейчас армия – 2 000 человек, вот этих «черных автоюристов». Может, их и больше. Тема с выкупом долгов заканчивается. Юристам надо переквалифицироваться. Куда переквалифицироваться? ОСАГО. Ремонт. Плохо отремонтировали? Да. Идите сюда, мы сейчас будем точно так же на вас зарабатывать деньги. Вот то, что будет в ближайшее время.

– Александр, Вы много ездите по стране, выступаете перед независимыми СТО, представителями официальных дилеров, особенно сервисниками. Скажи, пожалуйста, какой процент трафика составляют случаи с ОСАГО?

– Мы провели анализ. Я не приблизительно, а точно знаю, что в октябре 2016 года от общего количества убытков по ОСАГО в сервисы направилось порядка 21% автомобилей, столько отремонтировали по ОСАГО по направлению страховых компаний.

– А если смотреть трафик автодилера?

– На самом деле больше едут к дилерам, потому что все-таки страховые компании пытаются соблюсти требования по загрузке, по коэффициенту с теми дилерами, с которыми договаривались. Мне кажется, 60% идет дилеру, 40% – в независимые сервисные станции.

– В регионах другая ситуация, там чаще по ОСАГО?

– Нет, в регионах меньше по ОСАГО. Не знаю, с чем это связано, те компании, которые активно работают по ОСАГО в Москве, они не очень активны в регионах.

– А для дилерского бизнеса какие угрозы сейчас несет изменение ОСАГО?

– Для дилеров ничего не несет. Я считаю, что ОСАГО – это то, что поможет дилерам выжить на определенном этапе жизни.

– То есть, дает больше возможностей?

– Конечно, больше возможностей. Единственное – нам надо правильно подготовиться к работе по ОСАГО. Следовать регламенту, который прописан, соответствовать техническим требованиям и следить за качеством ремонта. Я буду прав в будущем в том, что и в дилерских, и в не дилерских центрах будет введена дополнительная единица. Человек, который выдает машины – это будет некий представитель «госконтроля». Конечно не из государственной, а частной структуры, но с похожим функционалом. Это будет противовес экспертам по качеству ремонта.

–Дорогие слушатели, мы сейчас едем с конференции, которую организовали для партнеров Sikkens. И там были жаркие дискуссии. Александр был сегодня ключевой фигурой, выступающий по теме ОСАГО. Эту тему ждали. Что Вы считаете ключевыми темами Вашего доклада?

– Самое главное, что я хотел донести, что всем надо объединяться, форматировать разного рода ассоциации и договариваться между собой, неся просвещение и помощь своим партнерам-автосервисам, которые входят в ассоциации. Без этого, я считаю, выжить в ближайшее время будет крайне сложно.

– Почему страховщикам удалось объединиться и консолидировано давать свою позицию, неужели в страховом бизнесе все намного сложнее, чем в дилерской среде?

– Нет, у автостраховщиков все гораздо лучше, потому что они смоги объединиться, и они могут как-то договариваться. Автосервисы, к великому сожалению, просто очень сильно разрознены. И силы, объединяющей автосервисы, пока, к сожалению, в нашей стране нет. Но к этому надо идти, к этому надо двигаться, потому что бросая всех поодиночке в жернова тех изменений, которые грядут в ближайшее время, я думаю, выжить будет крайне сложно.

– Когда ожидается окончательное решение по ОСАГО?

– Я так думаю, 15 декабря озвучат официально, что принятие решения и подготовку перенесут на весну – 90%. И после этого уже к весенней сессии мы должны быть во всеоружии – создать и подготовить реестр, национальный реестр автосервисных организаций, которые мы будем рекомендовать к ремонту по ОСАГО, провести везде аудит и подготовить к взаимодействию со страховщиками, их встрече с новыми трудностями. Во всеоружии встретить это все, победить и пойти дальше.

– Хорошо. Спасибо за разговор и точку зрения!

– Пожалуйста!

Беседу вела Анастасия Калинина


Слушайте наши подкасты в пробках, во время пробежки или просто за чашкой кофе.

16 декабря 2016 | 14:53
  • Комментарии 0
  • Посещений 10729

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте