МЭР: господдержка автопрома неэффективна

Масштабная поддержка автопрома не дает нужного эффекта и сдерживает переход отрасли «в новые экономические реалии». Об этом утверждается в мониторинге Минэкономразвития, с которым ознакомился «Коммерсантъ».

На фоне 40-процентной недозагрузки российских мощностей и общего чистого убытка отрасли в 102,3 миллиарда рублей в 2015 году реструктуризация сектора так и не началась. Концерны пересматривают производственные программы для России, признают эксперты министерства, но серьезной переоценки нет: иностранцы покрывают убытки прибылью с растущих рынков, а переориентации на экспорт не случилось. Но для выхода из кризиса необходимы структурные изменения – в том числе политики стимулирования игроков и рыночных перспектив в целом, говорится в документе.

Российский автопром сформировался при потребительском буме начала 2000-х годов, а кризис 2008-2009 годов концерны не напугал – он был сглажен господдержкой. Это предотвратило сокращение мощностей, но не способствовало оздоровлению отрасли, полагают в Минэкономразвития. Переориентация на инвестразвитие (льготный режим «промсборки») вместе с поддержкой помогли отрасли быстро восстановиться в 2010-2012 годах, что привело к расширению мощностей. На этом фоне у игроков образовались завышенные ожидания роста внутреннего спроса, но стимулов для поиска внешних рынков сбыта не было.

По словам курирующего вопросы развития секторов экономики замглавы Минэкономразвития Евгения Елина, мониторинг показал, что финансовые вливания в отрасль, позволившие сохранить ее в период предыдущего кризиса, не устранили причины «болезни»: проблемы, как и в авиатранспорте, связаны с дисбалансом производства и спроса (в среднесрочной перспективе разрыв составит порядка 1 млн машин, сказано в документе). Тем, кто должен был уйти с рынка, не позволили «умереть», и следующий кризис дал новую вспышку падения автопрома, а попытка погасить ее теми же инструментами уже не работает, говорит чиновник. Министерство, по его словам, предлагает прекратить тотальную поддержку автопрома, предоставляя ее только тем компаниям, которые обеспечат более глубокую локализацию. Это сузит не только круг игроков, но и моделей, однако позволит оздоровить ситуацию, отметил господин Елин. «Сейчас просто “сжигаем” бюджетные средства», – резюмировал он.

По оценке Минэкономразвития, объем авторынка до 2020 года не превысит 2 миллионов машин в год. Сейчас господдержка, говорится в документе, не мотивирует концерны сокращать издержки и повышать качество. Продление программ поддержки (обсуждается комплекс мер до 60 млрд рублей на 2017 год) влечет риск «инерционного развития». Кроме устранения дисбаланса нужны условия для расширения рынков сбыта. Потенциал экспорта к 2020 году оценивается в 200-300 тысяч машин ежегодно.

Господдержка отрасли в 2017-2019 годах может составить порядка 270 миллиардов рублей, говорится в документе. Распределение средств ведомство предлагает увязать с реализацией обязательств по «промсборке», объемом добавленной стоимости, количеством технологических операций, а также с долей экспорта в продажах. В министерстве признают «стагнацию и недофинансирование НИОКР» и предлагают поддержать создание роботизированной техники (в 2017-2019 годах – 12 млрд рублей), а также сфокусироваться на поддержке инвестпроектов по развитию автокомпонентной базы. Также поддержано развитие экспорта, продление действия субсидий на логистические затраты, расходы на сертификацию и адаптацию под внешние рынки. По совместным с автоконцернами расчетам, на экспортную поддержку потребуется от 13 миллиардов рублей в 2017 году и 16 миллиардов – в 2018 году.

13 октября 2016 | 10:26
  • Комментарии 0
  • Посещений 3187

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте