Вадим Сорокин: «Основная задача сейчас – выжить»
Как группа ГАЗ преодолевает кризис в автомобильной промышленности, о необходимых мерах господдержки отрасли в период пандемии и резком падении рынка легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2020 году в интервью ТАСС рассказал президент группы Вадим Сорокин.
Отечественные автоконцерны в основном с 13 апреля возобновили производство в нерабочий период. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) не исключение. Почему компания приняла решение о возобновлении выпуска автомобилей?
Да, мы начали работать не только на нижегородской площадке, но и на других предприятиях, которые входят в группу ГАЗ. Если мы не будем работать хотя бы по тому небольшому количеству заказов, которые у нас имеются в настоящее время, то уже в скором времени запустится цепочка банкротств наших поставщиков. Из них 70% — это как раз сравнительно небольшие предприятия. Начиная работать в Нижнем Новгороде, Ярославле и на других предприятиях, мы запускаем всю нашу цепочку смежников. В группе ГАЗ работает порядка 35 тыс. сотрудников, в стране у нас более 3,7 тыс. российских поставщиков. Все вместе — это около 400 тыс. рабочих мест.
Как сейчас адаптированы условия работы под новые меры безопасности в условиях пандемии?
Потребовалась огромная работа технологов, HR и других служб по созданию максимально безопасных условий для всех сотрудников. Мы арендовали более сотни автобусов, организовали измерение температуры, регулярную дезинфекцию всех поверхностей, установили антиспетики для рук и бактерицидные рециркуляторы обеззараживания воздуха. На производстве организована работа с соблюдением дистанции — разделены рабочие операции, сделана разметка, чтобы каждый работал в выделенной зоне.
Все равно в первый день не удалось избежать проблем. Из-за медленной работы дистанционных термометров при низкой температуре возникла очередь на проходных. К решению ситуации подключились мгновенно, изменили порядок прохода, и уже на следующий день никаких проблем не было.
Как группа ГАЗ справляется с кризисом в автопроме? Достаточно ли вам господдержки?
Пока справляется в одиночку, поддержки от государства мы не получали. Несмотря на многочисленные предложения и обсуждения, среди планируемых Минпромторгом мер нет тех, которые бы обеспечили даже частичную загрузку завода.
Также важно, что ГАЗ еще и не первый год находится под американскими санкциями. Здесь мы, к сожалению, не видим понимания у чиновников, какие риски несут санкции для ГАЗа. Мы уже остались без ряда своих международных партнеров и поставщиков. У наших предприятий запредельно выросла финансовая нагрузка. Но ГАЗ оставили один на один с проблемой санкций. А сейчас — с проблемой критического падения спроса на коммерческие автомобили.
Есть ли сейчас риски перебоев с поставками российских комплектующих из-за введения карантина в большинстве регионов страны?
С самого начала апреля мы очень тесно контактировали с каждым из наших поставщиков. Если у них были какие-то проблемы со стартом производства в части получения разрешения от администрации городов и областей, мы помогали его получить. Первые дни возобновления производства показали, что практически все 100% поставщиков приступили к работе и поставляют нам необходимые компоненты.
Говоря о головном заводе, ГАЗе, — какие убытки вы понесли из-за простоя? Их объем?
Мы выплачивали всем людям заработную плату в период простоя. Является ли это убытком? Я бы так не назвал. Это инвестиции в персонал, в будущее компании. Даже более того, это вклад в борьбу нашей страны с пандемией.
Потери связаны не только с необходимостью платить сотрудникам зарплату…
Конечно, мы понесли и серьезные накладные расходы по содержанию инфраструктуры при неработающем производстве. И эта проблема не исчезает и при возобновлении работы: все расходы распределяются на резко сократившиеся объемы производства. Специфика нашего бизнеса по производству LCV в том, что он направлен в первую очередь на предприятия малого и среднего бизнеса. Многие из них сегодня не работают. А почти все, кто работает, думают только о выживании, а не об инвестициях. Поэтому в целом мы ожидаем, что все закупки на рынке коммерческого транспорта на ближайшие два-три месяца фактически будут заморожены.
Получается, сейчас основная загрузка заводов группы — это госзаказы?
Наоборот. В основном сегодня мы держимся на том, что отрабатываем заказы, сделанные в марте месяце. Также есть небольшой спрос от логистических компаний, производителей продуктов питания, других товаров и услуг, которые работают на онлайн-доставке. Это обеспечивает нам загрузку конвейера где-то на 30% от уровня прошлого года. Из них госзакупки — это только полтора дня работы. Стартовавшую недавно программу закупок медицинских автомобилей Минпромторг распределил так, что на ГАЗ пришлось только около трети от общего объема.
Учитывая кризис в отрасли, каков ваш прогноз по производству и продажам группы ГАЗ?
На апрель — на 30% от стандартного объема производства, в мае — 10-15%, июнь — в таких же пределах. Снижение производства в 2020 году может составить до 50% от прошлого года. И по продажам также: мы производим только ранее оплаченные клиентами автомобили.
Если говорить о рынке в целом: насколько глубоким будет падение продаж легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в этом году?
Как минимум 50%. Мы или упадем вместе с рынком, или сработаем чуть лучше. Главное — объем производимой продукции и возможность финансировать свои проекты.
Что касается финансовых показателей группы, по итогам года вы ожидаете убытка?
Да, в данной ситуации, я бы сказал, надо выжить. Основная задача для нас и наших поставщиков сейчас — выжить. Для этого придется сокращать накладные расходы и затягивать пояса.
Учитывая кризисную ситуацию в автопроме, не остановились ли у вас текущие проекты, связанные с обновлением модельного ряда?
В целом по 2020 году группа ГАЗ ведет 19 проектов обновления как автомобильной техники, так и силовых агрегатов, двигателей, КПП. Все наши проекты последние годы и так находятся под риском из-за санкций, а кризис эти риски только увеличивает. Пока мы продолжаем некоторые проекты, которые начали ранее. В мае мы запускаем новый автобус «Газель City». Это уникальная машина с удобным и просторным салоном, позволяющая перевозить маломобильных пассажиров. У нее низкий пол, есть площадка для размещения инвалидной коляски. Также мы работаем над новым бескапотным грузовиком. Несмотря на все проблемы, нам важно запустить этот проект в июле-августе, чтобы войти в нишу развозных городских среднетоннажников.
В прошлом году вы презентовали новинку — «Газель NN», производство которой должно начаться в конце 2020 года. Сохраняете ли эти планы?
Да, пока планы сохраняются. Для нас это по-прежнему приоритетный и очень сложный проект. В реализацию вовлечены не только российские, но и зарубежные поставщики. Сейчас мы видим, что многие из них в Европе также находятся на карантине и не выходят на работу. И санкционные ограничения, которые на нас лежат, безусловно, также задерживают процесс. Мы оцениваем возможность запуска производства в конце 2020 года, но, если этого не удастся сделать по объективным причинам, перенесем на начало 2021 года.
В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на портале TASS.ru 15 апреля 2020 года
Автор: Наталия Мирошниченко
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания- 0
- 81446
Новости по теме:
- 12 апреля 2024
- КАвЗ заявил права на товарный знак «АврораАвто»
- 10 апреля 2024
- Экс-завод Hyundai показал 16,6 млрд рублей убытков
- 2 апреля 2024
- JSS могла потерять поставки АвтоВАЗу
- 21 марта 2024
- «Автозавод Санкт-Петербург» удвоил убыток
- 14 марта 2024
- Период спеццен заканчивается вместе с запасами
- 12 марта 2024
- Hyundai Steel возобновит производство стали в РФ
- 12 марта 2024
- ГАЗ обвинил VW в непоставке 6 тысяч двигателей
- 22 февраля 2024
- Убыток «Москвича» превысил 8,5 млрд рублей
- 16 февраля 2024
- ТагАЗ пересадили на прицеп
- 31 января 2024
- Schaeffler прибавит ГАЗу
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте