Денис Мантуров: «Следующий год будет переходным»

Российская промышленность едва ли успела восстановиться после пандемии, как перед ней возникли новые препятствия: связанные с санкционным давлением и нарушением логистики, а также задачи, поставленные проведением специальной военной операции. Вице-премьер — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в интервью ТАСС рассказал о мерах господдержки в промышленности, о том, как будет складываться международное партнерство в новых условиях и что планируется выпускать на автозаводах после ухода зарубежных компаний, а также какая продукция может в будущем выпускаться под брендом Aurus.


Вы назвали автопром одним из самых пострадавших секторов. Начиная с марта большинство иностранных автопроизводителей покинули российский рынок. А уже в ноябре мы возродили производство «Москвича», не скрывая, что в проекте принимают участие иностранные коллеги. Нет ли опасений, что вместо развития отечественного мы окажемся в зависимости от новых поставщиков?

Принимая изначально стратегию развития автопрома еще в 2007 году, мы исходили из здравого смысла и оптимальных экономических условий. Все эти годы планомерно наращивали уровень локализации. И по основным брендам производители действительно довели ее до высокого уровня. Но проблема оказалась в другом: сами собственники иностранные просто ушли и все свои компетенции и наработки захотели забрать с собой. При этом производители компонентов, в том числе иностранные, остались в России — те, кто уже локализовался. Но, поскольку ушел сам бренд, им в какой-то момент стало нечего производить.

Сегодня мы формируем другую конструкцию: у предприятий и заводов должны быть российские владельцы, которые работают в кооперации с иностранными поставщиками из дружественных стран. То есть компетенции и технологии нарабатываться будут в России, и технологическая независимость будет более стабильной. Например, «Москвич»: предприятие принадлежит Москве, управление отдано КамАЗу, который, в свою очередь, уже привлек иностранного партнера. То есть основной стейкхолдер должен быть российский.

Некоторые предприятия ушедших иностранных брендов уже начали осваиваться российскими производителями. А что будет с заводом Toyota в Петербурге, который, по последним данным, начал проходить процесс консервации?

Решение по дальнейшей судьбе завода Toyota «на выходе». После остановки производства завод в Санкт-Петербурге прошел процедуру консервации. И сейчас Минпромторг совместно с петербургским правительством прорабатывает возможные варианты дальнейшего развития и целевого использования производственной площадки. Скорее всего, это будет выпуск автомобилей. Насчет того, каких именно, пока решение не принято.

Они уходят с опционом на обратный выкуп?

Думаю, что вряд ли.

В советские годы наши автомобили активно поставлялись на экспорт, это касалось и «Москвича». Есть ли перспективные зарубежные рынки для этого и других наших автомобилей сегодня? И о каких объемах может идти речь?

По мере того, как будет насыщаться наш собственный рынок, а именно это сейчас ключевая задача, будут прорабатываться перспективы и экспортных продаж. Этот подход сейчас в целом актуален не только для «Москвича», но и для остальных автопроизводителей. При этом традиционно значимыми для российского автопрома рынками остаются страны ЕАЭС, страны СНГ. В планах АвтоВАЗа, например, заложено около 20 тыс. автомобилей на экспорт в 2023 году. Параллельно компания рассматривает возможность выхода на рынки новых для себя стран Африканского континента.

Вы говорили, что до конца года прояснится, что будет с заводом еще одного иностранного производителя — Mercedes-Benz в Есипово. Сделка завершена?

Сделка по передаче активов компании Mercedes-Benz дилеру «Автодом» готовится для рассмотрения на правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Mercedes-Benz в процессе. Надеюсь, что они вместе с российским инвестором найдут решение в ближайшее время все-таки. И там с большой вероятностью будет именно автомобильное производство. «Автодом», в свою очередь, уже будет привлекать индустриальных партнеров, потому что они все-таки не производители, они умеют продавать и обслуживать.

Ранее сообщалось, что Aurus совместно со своим эмиратским акционером Tawazun ведут разработку дилерской сети компании в ОАЭ, а также что обсуждается досборка автомобилей бренда в Арабских Эмиратах. Эти идеи в силе?

Да, они сохраняют такое намерение. Я думаю, что следующий год будет организационным, а уже, скорее всего, с 2024 года начнется сборка в ОАЭ, одновременно с появлением дилерского центра.

До конца года осталось совсем немного. С какими цифрами по производству и продажам автомобилей мы завершим его?

Объемы производства перешагнут отметку в 600 тыс. автомобилей. Объем продаж новых автомобилей ожидается в районе 800 тыс. единиц.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на портале TASS.ru 28 декабря 2022 года.

Автор: Анна Носова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

28 декабря 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 8354

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте