Бу Андерссон: «Основной рынок АвтоВАЗа – Россия»

Как могут повлиять санкции против России, ослабление курса рубля на спрос автомобилей «Лада»? На эти и другие вопросы ТК «Россия-24» рассказал президент АвтоВАЗа Бу Андерссон.


Сейчас вы представляете АвтоВАЗ, однако до этого вы были топ-менеджером в зарубежных компаниях. Как санкции со стороны Запада против России могут, по-вашему, изменить отношение иностранных автомобильных компаний к российскому рынку?

Я президент АвтоВАЗа, и наш основной рынок – это Россия, а наш основной рынок экспорта - страны СНГ. Как бы не изменились настроения на мировом рынке и что бы ни случилось с рублем, это играет в нашу пользу, ведь все основные расходы у нас в рублях. Если бы мы сильнее зависели от экспорта, я бы волновался, но в нашем положении эта ситуация – только «плюс» для нас.

Возможно, кто-то из ваших партнеров заявил о том, что отказывается сотрудничать?

Я пока не сталкивался с такими заявлениями и хочу сказать своим партнерам и поставщикам: «Если вы верите в Россию, все наладится».

Вы говорите «пока», но какова вероятность, что это произойдет?

Я такие перспективы не вижу.

GM отзывает 1,5 млн авто из-за неисправностей. И это не первый случай. Как можно оценить финансовые потери компании?

Во-первых, это очень плохие новости для GM. Во-вторых, это, конечно, приведет к денежным затратам. Но в-третьих, это еще сильнее отразится на имидже компании и грозит потерей доверия потребителей.

Как ослабление рубля скажется на российском авторынке и конкретно на вашей компании? Вы – отечественный производитель, за счет чего и сколько удастся выиграть?

Здесь есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, конечно же, все автопроизводители в России почувствуют на себе давление из-за ослабления рубля. С другой стороны, конкретно наша компания может получить определенную выгоду, ведь мы в меньшей степени зависим от иностранной валюты. Но на эту выгоду мы можем рассчитывать в краткосрочной перспективе, а если посмотреть вперед – из-за ослабления рубля у людей будет меньше мотиваций к покупке нового автомобиля. И это меня сейчас очень беспокоит.

Ну вот если сравнить «плюсы» и «минусы» от ослабления рубля – что для вас в итоге перевесит?

Я бы все-таки сказал – краткосрочная выгода!

А как ослабление рубля скажется на ваших ценах?

Я думаю, что нам всем придется повышать цены. Вопрос только в том, насколько и когда? Я сам пока ответить на него не могу. Но могу сказать, у нас сейчас осталось не так много автомобилей прошлого года выпуска, а вот у некоторых наших конкурентов эти запасы очень велики.

Эксперты говорят, что в этом году российский автомобильный рынок будет сокращаться быстрее, чем в прошлом году. По разным оценкам, на 5-10%. Вы согласны с такой оценкой? И какие вы можете сделать прогнозы?

Если все пойдет по оптимистичному сценарию, можно ожидать, что российский рынок может даже остаться таким же, как и в прошлом году. А если по пессимистичному, он может быть и на 20% меньше.

Насколько снижаются сейчас продажи у АвтоВАЗа, какие прогнозы на весь год?

Наши продажи в этом году были слабее, чем за тот же период прошлого года. В январе мы продали 24 тысячи автомобилей, в феврале - 31 тысячу автомобилей. В марте мы ожидаем, что объем продаж составит примерно 37 тысяч автомобилей. Не слишком хорошо, но и неплохо. У нас сильно сократился экспорт в Казахстан. Что сейчас нужно делать? Во-первых, обеспечить ежемесячную сборку качественных автомобилей в нужном объеме. Во-вторых, сократить запасы на складах, чем мы сейчас и занимаемся. И в-третьих, быть готовыми быстро отреагировать на изменения, если они будут. Я не могу предсказывать будущее, но сегодня мы работаем гораздо лучше. Вчера был лучший производственный день в этом году: мы выпустили 2 тысячи и 22 автомобиля.

Я знаю, что в феврале у АвтоВАЗа заметно сократился экспорт – почти на 50%. С чем это связано и что вы будете предпринимать?

В январе и феврале, действительно, наш экспорт сильно сократился, в основном из-за Казахстана. Но сейчас мы перезапускаем экспорт в другие страны – здесь основная ставка на Северную Африку и Латинскую Америку.

С чем связано продление еще на месяц скидок на автомобили 2013 года выпуска? Можно ли сказать, что спрос был низким?

Тут другая причина: в прошлом году мы произвели слишком много автомобилей, и сейчас со скидками мы продаем только их. И надеемся, что все они будут проданы до конца марта.

В марте АвтоВАЗ будет работать в обычно режиме, до этого в феврале компания приостанавливала выпуск некоторых моделей. А ранее вы заявили о том, что в течение года сократят 7,5 тысяч сотрудников. Какие планы на будущее – стоит ли готовиться ли к новым сокращениям персонала? Или к переходу на неполный рабочий день?

Я стал президентом АвтоВАЗа 9 января. Компания теряла деньги два года, ее нужно было вернуть к жизни. Мы на 20% сократили штат менеджеров и специалистов, чтобы увеличить гибкость компании. Мы уменьшили количество управленческих уровней с девяти до пяти. Но если мне придется еще раз пойти на подобный шаг, сокращение коснется менеджеров, не рабочих! Сейчас трудно загадывать на будущее, но у нас все еще слишком много менеджеров, а эффективность работы надо повышать! Одно могу сказать: мы не будем нанимать людей. Для начала нужно позаботиться о тех сотрудниках, которые у нас уже есть.

Есть информация о том, что АвтоВАЗ хочет поддержать своих дилеров? Так ли это на самом деле? Какие конкретные шаги предусматриваются?

У нас была встреча с дилерами 28 февраля, мы повысили величину маржи для своих дилеров, а также срок гарантии с двух до трех лет. К тому же мы увеличили оплату работ по гарантии, а это означает рост прибыли для дилера. Думаю, эти меры повысят привлекательность работы с АвтоВАЗом и помогут сделать наши показатели конкурентоспособными по сравнению с международными производителями.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на сайте ТК «Россия-24» 19 марта 2014 года.

Автор: Мария Кудрявцева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

21 марта 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 2187

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте