Кэптивные банки прекратили выдачу льготных кредитов

Банки иностранных автопроизводителей повысили в начале года процентные ставки по кредитам до уровня российских банков. Так, например, MC Bank Rus, банк Mitsubishi, предлагает занять у него 1 млн руб. под 19,9% на 2 года и первоначальным взносом 15%. Столько же, но со взносом 20%, у банка Toyota. Nissan, на тех же условиях кредитует под 22,5%, Renault – 23,9%, Mercedes-Benz – 24,5%.

В свою очередь, крупнейший по объему рынка автокредитования, по оценке Frank Research Group (Frank RG), ВТБ 24, выдаст 1 млн руб. на покупку автомобиля под 16,5%. Русфинанс Банк и дочерняя структура Сбербанка Cetelem, занимающие вторую и третью строчку рейтинга – под 26 и 24,5%, соответственно.

«Раньше у кэптивных банков в целом условия по автокредитам были лучше, чем у универсальных банков. Ведь их задачей является поддержка материнской компании. Исключения составляли специальные программы универсальных банков с автопроизводителями»,  – говорит гендиректор исследовательской компании Frank RG Юрий Грибанов. «Карманные» банки в основном держали ставки до конца прошлого года, но в январе текущего кредиты резко подорожали, уточняет сотрудник крупного дилерского центра. По словам Грибанова, около года назад ставки, например, в BMW Financial варьировались от 5,75% до 16,5%, а – для сравнения – в Cetelem – до 20%. Сейчас BMW занимает под 20-22%.

Впрочем, ряд автопроизводителей ставки держат до сих пор. Например, у Audi кредит на два года со взносом в 15% стоит 17%. В то же время, входящие в тот же концерн Volkswagen и Skoda ссужают под 23%. Представитель Audi говорит, что субсидирование ставки продолжится до конца февраля, решение о ее продлении пока не принято.


Двойное фондирование

Кэптивные банки раньше имели преимущество перед универсальными за счет возможности двойного фондирования: локального и дешевого зарубежного,  – объясняет директор департамента автокредитования Cetelem Владимир Мартюков. «После введения санкций, доступ к иностранному капиталу был закрыт. Банки автопроизводителей встали в общую очередь на российском межбанке, а тут деньги сильно подорожали. Иностранные автопроизводители могли намеренно поднять ставки, чтобы ослабить спрос на автокредиты, тем самым снизив объем финансирования карманных банков»,  – говорит он.

«Семейные» банки были вынуждены поднять ставки, потому что подорожали деньги, подтвердил РБК представитель BMW. Виной всему слабый рубль и высокая ставка ЦБ. Автопроизводители готовы субсидировать ставки при условии высоких продаж, но на падающем рынке, как правило, компании оптимизируют расходы, говорят сотрудники представительств двух автомобильных брендов. В 2014 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей в России, снизились на 10,3%, до 2,5 млн штук. АЕБ ожидает, что в 2015 году рынок может потерять еще четверть, по базовому прогнозу PricewaterhouseCoopers – 35%.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете РБК 18 февраля 2015 года.

Авторы: Роман Асанкин, Юлия Полякова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

18 февраля 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 3147

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте