«Это первый год, когда дефицита авто не будет»

Поток новых брендов из Китая временно оживил автомобильный рынок Петербурга, замерший после ухода западных компаний, однако заградительная ставка ЦБ остановила рост. 2024 год также ожидается непростым — на складах дилеров скопились непроданные китайские машины. Как дилерские сети выживают в это непростое время и как меняются модели автобизнеса — в интервью «РБК Петербург» рассказал совладелец «Аксель Групп» Алексей Безобразов.


Как вы оцениваете итоги 2023 года для автомобильного рынка Петербурга?

Уходящий год можно условно разделить на три части. Еще в 2022 году целый ряд дилерских компаний Петербурга заключили достаточно много контрактов на китайские машины, при этом в 2022 году и в начале 2023-го торговля была достаточно слабой, они только строились и выходили на рынок. Второй этап начался в конце апреля — в мае и продолжался вплоть до сентября. Почти полгода шел активный рост рынка, связанный с хорошими кредитными ставками, с полноценным приходом китайских машин, открытием налаженных схем перевода денег и параллельного импорта.

Ожидания были достаточно радужные, но в сентябре их «приземлил» Центробанк. При ключевой ставке 16% минимальное, что могут банки предложить покупателям автомобилей — это порядка 20%, заградительный тариф. Резко встали продажи, резко увеличились платежи по полученным машинам. И практически все дилерские комплексы завершили ноябрь-декабрь в минус.

В целом же год завершился неплохо. Фактически, это был год перестройки рынка — все дилеры перестроились на работу с новыми брендами, произошло открытие многих центров под новыми названиями. Если говорить о нас, мы также получили новые бренды — «Москвич», Chery, Changan, Exeed, Tank. Еще несколько брендов находятся на стадии рассмотрения и получения.

То есть, вы все-таки пошли навстречу китайским брендам?

Да, это неизбежность. Понятно, что европейские марки пока не вернутся, и в существующих условиях единственный вариант — это работа с китайскими брендами. Мы не форсируем эту работу, поскольку не ожидаем высокой доходности на новых китайских машинах. Но они нужны для того, чтобы бизнес работал. Любой дилерский бизнес оценивают, в первую очередь, по продаже новых машин.

Насколько работа с китайскими брендами отличается от работы с европейскими?

Основные отличия — это краткосрочные контракты и поставки автомобилей по предоплате. Это бьет по доходности, с учетом того, что стоимость денег сейчас очень высока. В перспективе, мы надеемся, будет возможность использовать схемы факторинга и более долгосрочные контракты.

В начале текущего года вы говорили о планах развития в регионах — Ханты-Мансийск, Сыктывкар, Петрозаводск. Как вы продвинулись в этом вопросе за год? Какие планы на 2024 год?

Мы приняли решение в данный момент сосредоточиться на текущих регионах присутствия. Помимо Петербурга, это Мурманск и Архангельск. Сначала мы должны сформировать портфель новых брендов для всех дилерских центров и только потом думать о дальнейшем развитии. Это непростая работа — поток новых брендов большой, нам нужно отобрать качественные, популярные, надежные, с хорошей репутацией. Поэтому мы ставим себе цель заниматься уже имеющимися дилерскими центрами. В частности, в начале года в Петербурге мы откроем дилерство Omoda и Jaecoo на Якорной в «Аксель Сити», по другим дилерским центрам работаем также над тем, чтобы появились новые бренды.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале РБК 5 января 2024 года.

Автор: Мария Летюхина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

23 января 2024
  • Комментарии 0
  • Посещений 931

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте