«Самое важное – это способность адаптироваться»

Статистика продаж в 2013 году зафиксировала снижение российского автомобильного рынка на 5,5%. По прогнозам большинства аналитиков рассчитывать на рост в 2014 году тоже не приходится. Автопроизводителям, привыкшим в последние годы работать на растущем рынке, придется адаптироваться к новым условиям и разрабатывать новые стратегии. О том, каким был прошедший год, и чего можно ожидать в наступившем, порталу MotorPage.ru рассказал генеральный директор Citroen Россия, Жан–Луи Шамла.


В чем, с Вашей точки зрения, причина снижения российского автомобильного рынка в 2013 году? И почему сильнее всего пострадал сегмент хэтчбеков и седанов среднего ценового диапазона?

Есть много факторов, которые объясняют сложившуюся ситуацию. Снижение берет начало в 2012 году, это был год выборов, и больших ожиданий, возможно, больших, чем следовало. Возможно, именно это стало причиной спада продаж в начале 2013 года. Кроме того, экономическая ситуация вокруг России сложная. Российская экономика хорошо сопротивляется, даже более чем хорошо, но она связана с экономиками других стран. И поэтому наблюдается некоторая выжидательная позиция, осторожность потребителя, которая объясняет происходящее торможение. И наиболее осторожным является средний класс, - потому и торможение среднего сегмента рынка было более значительным. Рынок переориентировался на автомобили по низким ценам. А рынок автомобилей класса премиум практически не был затронут, поскольку люди, которые такие автомобили приобретают, тревоги в связи со всем происходящим не испытывают. Так что, я думаю, все дело в конъюнктуре рынка.

Нас это снижение, возможно, коснулось больше, чем других, поскольку мы работаем именно в среднем ценовом сегменте рынка. И все же две модели, которые мы запустили в прошлом году, это С-Elysee и C4 Седан, заняли свое достойное место на рынке. Это для нас новый рынок, поскольку до 2013 года мы не продавали автомобилей в кузове седан в «B» и «С» классе. Автомобиль С4 Седан очень нравится клиентам, мы видим это по нашим исследованиям. Это мощная, красивая машина, она комфортабельна, ее приятно водить. Она оснащена технологиями, которые полностью отвечают российским условиям, в том числе – это полностью подогреваемое лобовое стекло, замечательный высокий клиренс, один из самых больших в этом сегменте. В результате каждый месяц мы завоевываем новые доли рынка в сегменте. Надо только дать время, чтобы автомобиль укрепился на рынке. По данным на конец 2013 года, мы соответствуем целевому показателю в 6% рынка в сегменте, но у нас еще остается значительный потенциал для развития.

2014 год, скорее всего, будет таким же, как 2013 год. На таком плоском, а то и снижающемся рынке обостряется конкуренция. Автопроизводители вынуждены придумывать новые ходы, чтобы спровоцировать потребителя на покупку нового автомобиля. Какие механизмы в актуальных условиях наиболее эффективны?

Во-первых, цена должна соответствовать ожиданиям рынка. У нас есть модели, которые очень хорошо позиционируются с этой точки зрения: это С4 Седан, С-Elysee и Berlingo. Кроме того, российский клиент в высшей степени требователен. С4 Седан и С-Elysee удовлетворяют высоким запросам, но поскольку мы только в середине прошлого года запустили производство, нам не удалось полностью воспользоваться тем эффектом, который могут обеспечить эти модели. Необходимо дать им время, чтобы они себя стали увереннее чувствовать на рынке. В 2014 году мы ощутим полностью эффект от запуска этих моделей, они обеспечат дополнительный объем продаж.

В России есть еще один важнейший для меня момент – это качество услуг. И в этом плане мы много и хорошо поработали за три последних года. У нас есть современная дилерская сеть, мы хорошо ведем дела, и самое важное – у нас высококвалифицированный персонал. Мы ориентируем их в работе на полное удовлетворение клиентуры. Для клиента всегда самый приятный момент – это когда он покупает новый автомобиль. И необходимо, чтобы это удовольствие продолжалось и после. Над этим мы работаем, чтобы наш клиент оставался удовлетворенным все то время, пока он использует автомобиль. И мы надеемся на этих клиентов, на то, что следующий автомобиль, который они купят, они купят именно у нас.

А каков сейчас показатель лояльности клиента у Citroen?

Средний уровень лояльности по России у нас хороший. Но на данный момент у нас много клиентов, которые впервые купили свой автомобиль. Кроме того, мы в последние годы начали работать в тех сегментах, в которых не присутствовали раньше. Например, линейка DS и С4 Седан – для нас это новые завоевания. Плюс Citroen – молодая марка, мы создали российский филиал немногим более пяти лет назад. Каждый год мы прогрессируем, нам надо еще шире представить марку российским клиентам, чтобы потенциальные покупатели больше задумывались о приобретении именно модели Citroen. Этого, конечно, можно добиться с помощью рекламы, но еще более эффективно делать это путем демонстрации. Показывать хорошие автомобили (а я думаю, они у нас хорошие) и хороший уровень обслуживания.

В 2013 году государство перестало поддерживать авторынок, прекратив программу субсидирования автокредитования. Новой программы утилизации так и не было объявлено. Требуется ли рынку в 2014 году господдержка?

Меры поддержки очень важны, это было очевидно в течение последних лет. Это касалось и субсидирования автокредитования в 2012 году, и помощи при замене старого автомобиля. И понятно, что если рынок становится более тяжелым, как сегодня, правительство может сыграть значительную роль и помочь национальному производителю.

Каковы Ваши прогнозы на 2014 год?

Мы полагаем, что рынок в 2014 году будет таким же, как в 2013 году, может быть, несколько процентов в плюс или минус. Но многое зависит от развития мировой экономики, российской экономики, курса обмена валют – от значительного числа различных факторов.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале MotorPage.ru 20 февраля 2014 года.

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

21 февраля 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 2673

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте