Джон Стек: «Надо говорить не только о цене, но и о ценности»

Ослабление курса рубля в первые месяцы 2014 года стало основным поводом для беспокойства участников российского автомобильного рынка. О реакции рынка и перспективах его развития порталу MotorPage.ru рассказал президент Volvo Car Russia Джон Стек.


Как Вы оцениваете влияние девальвации рубля на автомобильный рынок?

Прежде всего, хотелось бы сказать, что если мы говорим о воздействии на автомобильный рынок, в частности – на потребительский спрос, то здесь курсы валют – это не единственный фактор, который влияет. Я бы отметил и другие важные факторы: это доступность кредитов, процентные ставки по ним и потребительская уверенность, желание потребления. Должен сказать, что если сравнить 2009 год и 2014 год по такому фактору, как уровень потребительского доверия, то это две совершенно разные ситуации. Показатели потребительского доверия были очень низкими в 2009 году, потом на протяжении двух лет они выросли и были стабильны, и лишь сейчас заметно их снижение, но далеко не до тех отметок, какие были в 2009 году.

Если мы говорим про потребительские автокредиты, то этим продуктом пользуются покупатели автомобилей низких ценовых сегментов. Для них именно этот фактор наиболее важен. Безусловно, возможной реакцией на ослабление рубля станут более высокие ставки по кредитам и более жесткие требования банков к заемщикам. Это может серьезно отразиться на рынке. Последние несколько недель процентные ставки действительно начали расти, но, опять-таки, если сравнивать с 2009 годом, то это далеко не тот уровень. С моей точки зрения, один из инструментов, который автопроизводители могут применить для стимулирования спроса на автомобили, – это как раз кредитные продукты.

Например, в прошлом году мы запустили специальный кредитный продукт в рамках нашей кредитной программы Volvo Car Credit, подразумевавший процентную ставку 4,9% на 2-3 года с 30%-ной предоплатой. И у нас за этот период количество кредитных клиентов в портфеле увеличилось более чем в три раза. Безусловно, это один из наиболее действенных инструментов стимулирования спроса.

Но при этом многие автопроизводители на российском рынке с начала этого года уже по несколько раз повышали цены. Каков лимит повышения цен на российском рынке, в какой момент потребитель сочтет покупку необоснованной?

Прежде всего, хочу сказать, что если мы посмотрим на то, как скакнул курс валют в последний год, разница получается в 10% в соотношении рубля к доллару. И, безусловно, если бы автопроизводители захотели компенсировать эту потерю средств за счет повышения цены на 10-15%, это ударило бы по всему бизнесу. В конце концов, есть уже заказанные автомобили, которые стали бы стоить намного дороже и их бы не раскупили.

По моим наблюдениям продукты питания за последний год на российском рынке подорожали на 10-15%, и потребители все равно не могут от них отказаться, потому что это жизненная необходимость. Конечно, с автомобилями мы не можем себе такого позволить. Мы должны рассчитывать подобные шаги в сторону повышения цен в длительной перспективе.

Например, если говорить о бренде Volvo, в 2014 году мы еще не повышали цены ни разу. Мы ведем переговоры с нашими партнерами о том, какие шаги нам надо предпринять, и когда их предпринять, в связи с меняющейся экономической ситуацией. Но мы должны учитывать прибыльность бизнеса наших дилеров и их интересы, хотя и не можем не реагировать на ситуацию.

Мы планируем обновление модельной линейки, что традиционно происходит у нас в середине каждого календарного года. И в середине этого года, с выходом автомобилей 2015 модельного года, мы рассматриваем возможности коррекции наших цен, но это решение еще не принято. Ведутся дискуссии о том, насколько существенной должна быть коррекция. Пока же мы ожидаем сохранения текущих цен до этого момента.

Если вы не повышали цен с начала года, это значит, что по сравнению с конкурентами вы стали привлекательнее. Ощутили ли вы приток клиентов?

Да, вы правы: это повлияло позитивно на наши продажи. В прошлом году мы провели фейслифтинг практически всей нашей модельной линейки, автомобили обновились, но при этом с началом календарного года цены на них не повысились. И мы наблюдали с начала года растущий спрос на автомобили Volvo: по итогам 3 месяцев почти 12% роста, при том, что за этот же период автомобильный рынок просел на 4%.

Сейчас даже представители премиальных автомобильных брендов высказывают обеспокоенность ситуацией. С вашей точки зрения, есть ли угроза падения спроса в премиальном сегменте рынка?

Я считаю, что мы должны говорить не только о цене, но и о ценности продукта. Я уверен, что люди всегда будут покупать автомобили, и этот продукт всегда будет пользоваться спросом. Другой вопрос: люди должны четко понимать ценность того продукта, который они покупают. И если мы предлагаем им достойный, фантастически насыщенный технологиями автомобиль за разумные деньги, я уверен, мы сможем сохранить стабильный уровень продаж.

Если мы выйдем на улицу, мы увидим множество биллбордов с рекламой, кричащих «скидки, скидки!». Минус сто тысяч за автомобиль, минус сто пятьдесят тысяч… и так далее. Мы не идем этим путем! В своей маркетинговой стратегии мы делаем упор на ценности автомобиля. Мы предлагаем специальные серии автомобилей в специальных комплектациях, включающих в себя ряд опций и оборудования, которые, как мы считаем, важны для наших клиентов. И за счет такого рода коммуникации с клиентом мы привлекаем достаточно внимания клиентской аудитории. Я уверен, что Volvo – это сильный бренд, который любят в России. И при сохранении здравого баланса между стоимостью и содержанием, мы можем и дальше успешно продавать автомобили.

А Volvo – премиальный бренд?

Да, конечно. Если верить нашим исследованиям, то мы видим, что люди, которые выбирают наши модели, рассматривали для покупки машины других премиальных брендов. Но при этом и у нас значительное число клиентов приходит к нам и из среднего ценового сегмента. Таким клиентам мы тоже рады. Оба тренда присутствуют.

Цены среднего сегмента рынка при премиальном содержании?

Это как раз то, что я называю ценностью: возможность по разумной цене получить высокие технологии.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале MotorPage.ru 17 апреля 2014 года.

Автор: Дмитрий Европин

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

18 апреля 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 2641

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте