Умаслить кризис

Российский автомобильный рынок продолжает снижение: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле текущего года падение составило 16,6 процента. Всего за полгода было реализовано 672 тысячи автомобилей, что на 110 тысяч меньше, чем за аналогичный период 2015-го. Перманентный кризис продаж сказывается не только на автопроизводителях и дилерах, но и на участниках отечественного рынка смазочных материалов.


За прошедший год объем потребления готовых масел в России сократился на 2,3 процента, до 1,5 миллиона тонн. Падение произошло во всех ключевых сегментах — легковых автомобилей (минус 1,5 процента), коммерческого транспорта (минус 3,1 процента) и промышленного сектора (минус 1,9 процента). Последнее стало следствием сокращения производства на 3,3 процента.

Однако не стоит торопиться с пессимистичными выводами: кризис и связанные с ним последствия дали мощный импульс развитию отрасли внутри страны.

Естественное замещение

Из-за девальвации рубля ввозимые в Россию масла глобальных мейджоров в одночасье стали не по карману большинству автомобилистов. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», цены на импортное масло за год скакнули на 35 процентов (100 рублей за литр), тогда как продукция российских производителей подорожала только на 7,5 процента (10 рублей за литр). Помимо привязки к валютному эквиваленту, ценник импортного продукта обременен дополнительными расходами — таможенной пошлиной, затратами на сертификацию и транспортировку и так далее. Все это также сказывается на конечной стоимости продукта.

В результате в 2015 году в Россию было завезено не более 300 тысяч тонн импортного масла (минус 23 процента к 2014-му), что позволило местным производителям нарастить выпуск масла впервые за пять лет — плюс 6,3 процента, общий объем производства достиг 1,6 миллиона тонн.

По итогам года в сегменте средне- и крупнотоннажного коммерческого транспорта в лидерах оказались сразу три российских компании — «Лукойл» (29 процентов общего объема реализации), «Газпром нефть» и «Роснефть» (по 17 процентов). В легковом сегменте среди производителей лидирует «Лукойл» — 27 процентов рынка.

Ставка на премиум

Несмотря на сокращение авторынка, российский автопарк продолжает омолаживаться — во многом за счет иномарок локальной сборки. Если средний возраст легковых машин по стране составляет 12,4 года, то у таких иномарок он значительно меньше — 9,3 года. И их двигатели уже не приемлют масла низкой спецификации, что смещает акценты в поведении потребителей: наблюдается устойчивый рост продаж премиальных масел.

Отечественные производители стараются улучшить качество продукции за счет высококачественного сырья — базовых масел II и III групп. До сих такое сырье завозилось в основном из-за рубежа, однако в 2002 году «Лукойл» запустил на волгоградском НПЗ производство изопарафинового базового масла III группы. Там же компания планирует освоить выпуск масел II группы. В прошлом году принадлежащая «Татнефти» компания ТАНЕКО приступила к производству масел II и III групп на площадке в Нефтекамске. Также есть намерение наладить выпуск синтетических масел IV группы. Аналогичные программы имеются у «Роснефти», «Газпром нефти» и «Славнефти».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Lenta.ru 06 сентября 2016 года.

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

6 Сентября 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 874

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте