Выживут ли автодилеры?

После финансово успешного 2021 года автодилерский бизнес оказался в наиболее сложных условиях за всю историю его существования в России. В этой ситуации каждый из участников рынка самостоятельно выбирает свой путь – заместить портфель китайскими брендами, сконцентрироваться на сервисе и авто с пробегом, заняться другими видами деятельности или просто покинуть рынок. Своим видением ситуации на рынке с «Континентом Сибирь» поделился соучредитель одного из крупных региональных автодилеров – ГК «Первая Автоколонна» Петр Хомяков.


Во многом основной причиной неопределенности на сегодня можно считать позицию европейских и японских брендов, которые пока не ушли с российского рынка, но и не отгружают дилерам автомобили. Когда мы в 2005 году обсуждали с вами уход General Motors с российского рынка, вы говорили, что это экономическое, а не политическое решение. В этом году отечественный рынок покинула французская марка Renault, хотя Россия занимала второе место среди стран мира в структуре ее выручки. В текущей ситуации все дело в экономической, или политической составляющей?

Когда мы слышим о решении того или иного бренда покинуть российский рынок, то дело не в «моральном императиве» со стороны иностранных компаний, как это часто подается в СМИ, а в законодательных рисках. В ЕС есть закон, регламентирующий ответственность в случае обходе санкций. В нем сказано, что исполнительные органы компаний, нарушающих этот закон, будут подвержены уголовному преследованию. При этом, не уточняются подробности. Это с одной стороны, оставляет интригу, с другой, пугает руководителей дистрибьюторов, которые должны подписывать документы об отпуске товарно-материальных ценностей (машин, запчастей, и.т.д.). Они просто не хотят это делать, опасаясь возможного уголовного преследования со стороны ЕС. Они понимают, что никто в штаб-квартирах не будет брать на себя ответственность за такие шаги — наоборот, в случае чего именно они выступят козлами отпущения, как если бы принимали эти решения единолично. Именно поэтому мы не слышим четкой позиции западных брендов по поводу работы в России. Никто из них не хочет брать на себя никаких решений.

Что касается Renault, то решение об уходе компании было оглашено после противоположной по содержанию информации о полном возобновлении производства и отгрузках дилерам. Это вызвало широкий резонанс в ЕС, и чтобы спасти себя, Renault вынужденно пошел на радикальную меру. Думаю, это было эмоциональным решением из-за широкой огласки в международных СМИ. У Renault просто не оставалось выбора. И теперь дистрибьюторы других марок стали еще более осторожными.


Появилась ли на текущий момент определенность по работе тех или иных автомобильных марок в России? Как вы оцениваете текущий уровень диалога с ними?

Все зависит от конкретных руководителей и их позиции. Например, Porsche до сих пор в полном объеме осуществляет гарантийные выплаты, прозрачно распределяет остатки машин. Нельзя утверждать, что у нее ситуация существенно отличается от других марок, но просто сама позиция дистрибьютора конструктивна, и есть диалог. А дистрибьютор Volvo, наоборот, самоустранился с точки зрения коммуникаций, хотя от этой марки никто такого поведения не ожидал.

За этот год я убедился, что все разговоры с дистрибьюторами о том, что мы партнеры, к сожалению, оказались пустыми словами. Как только дошло до дела, то в своем большинстве дистрибьюторы просто без лишних сомнений кинули своих дилеров. Я говорю даже не про возмещение затрат на реконструкцию салонов, согласно стандартам, а банально про исполнение гарантийных обязательств перед покупателями. Дилеры были оставлены один на один с клиентами, и бремя обеспечения поставок запчастей в установленные законом сроки целиком легло на них. Другой характерный пример – отказ от отгрузки дилерам заказанных ранее автомобилей, хотя многие из них были законтрактованы под конкретных клиентов.


Когда, на ваш взгляд, у европейских и японских брендов может появиться определенность с форматом присутствия на российском рынке? Вы допускаете, что эти марки не последуют примеру Renault, или исход предопределен?

Не считаю, что все предопределено. По мере нарастания энергетического кризиса в ЕС и уменьшения актуальности украинской повестки все может измениться. Подчеркну, что у меня нет пустых надежд, и я не пытаюсь ухватываться за соломинку. Просто я понимаю, что если европейские бренды уйдут из России, то они максимум в течение семи лет стратегически ослабят свои позиции на мировой арене. Они не могут не принимать это во внимание. Думаю, определенность появится примерно через год.


Насколько я знаю, в этом году вы запустили в Иркутске обновленный салон Volvo, а также строили полнофункциональный дилерский центр для марок Mercedes-Benz и Porsche. Какова их дальнейшая судьба?

Да, мы проводили реконструкцию салона Volvo в соответствии с последними стандартами шведской марки, завезли машины и, так получилось, что открыли салон именно 24 февраля. Теперь уже точно понятно, что мы вероятно потеряем половину вложенных инвестиций. Потому что оригинальная мебель Volvo вероятно не будет нужна, как впрочем и элементы корпоративной идентификации. Немного проще с фирменной плиткой, которую можно будет использовать и для других объектов.

Также в этом году мы первоначально планировали достроить и открыть полнофункциональный дилерский центр для брендов Mercedes-Benz и Porsche. Мы долго его согласовывали с обоими дистрибьюторами, сам проект нам делало немецкое архитектурное бюро Graft. Здание получилось очень красивое. В сентябре мы закончим благоустройство территории, к ноябрю заканчиваем оформлять фасады. Внутреннюю отделку помещения, а также инженерные коммуникации пока не стали делать. Это было бы странно, учитывая, что позиция дистрибьюторов пока не понятна. Будем смотреть, как дальше будут развиваться события и исходя из этого принимать те или иные решения.

Я ко всей этой ситуации отношусь философски. Если посмотреть на репутационную составляющую, то мы со своей стороны, как дилер, четко выполняем все взятые на себя обязательства. Никто нас не может упрекнуть, что мы их не исполнили, даже несмотря на непростую экономическую ситуацию. И это в любом случае нам поможет в будущем.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на сайте Ksonline.ru 12.08.2022

Автор: Александр Резников

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

15 августа 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 767

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте