Зачем НАМИ может быть нужен завод Toyota

Подведомственный Минпромторгу НАМИ, который в 2022 году активно собирал заводы иностранных автоконцернов в РФ, может получить и активы японской Toyota. Как говорят источники «Ъ», НАМИ не планирует самостоятельно выпускать на нем автомобили и по аналогии с бывшей площадкой Nissan может затем передать завод отечественному игроку. Но на КамАЗе, который мог бы стать партнером в такой схеме, отрицают наличие интереса. По данным «Ъ», одним из интересантов может быть «Алмаз-Антей», сотрудники которого присутствовали при проведении прокурорской проверки на заводе Toyota в конце 2022 года и который работает над электрическим кроссовером E-Neva.


Глава Минпромторга, вице-премьер Денис Мантуров в кулуарах съезда РСПП сообщил, что «прорабатывается передача российских активов Toyota НАМИ». ФГУП НАМИ подведомственно министерству и уже получило 67,6% в АвтоВАЗе от Renault, который покинул рынок РФ, а также активы Nissan в ходе сворачивания бизнеса этого автоконцерна в РФ. Завод Nissan впоследствии был передан АвтоВАЗу. Летом прошлого года Минпромторг и НАМИ предлагали и другим иностранным автоконцернам передать свой российский бизнес за символическую сумму с правом обратного выкупа, говорили источники «Ъ».

Тогда Toyota не пошла на это. У компании в РФ есть завод в Шушарах (Петербург). Осенью 2022 года было объявлено о его закрытии, но решение не предполагало уход марки из РФ. Согласно отчетности за девять месяцев (с апреля 2022 года), компания списала около $790 млн на этом фоне. В конце осени 2022 года на заводе «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге началась масштабная проверка, организованная региональной прокуратурой. Для участия в ней были приглашены специалисты ВКО «Алмаз-Антей» и ФГУП НАМИ.

Источники «Ъ» говорят, что схема по покупке завода НАМИ не предполагает, что ФГУП будет само вести производство. Речь идет, вероятно, о повторении ситуации с площадкой Nissan, когда после сделки актив отошел к АвтоВАЗу: российский концерн сейчас готовится начать там выпуск китайских моделей под собственным брендом. До интереса АвтоВАЗа организацию выпуска на заводе прорабатывал КамАЗ, писали «Ведомости». На КамАЗе «Ъ» сказали, что не рассматривают участие в выпуске машин на заводе Toyota. Один из собеседников «Ъ» знает об обсуждениях выпуска на площадке Toyota электрического кроссовера ВКО «Алмаз-Антей» E-Neva. При этом он не видит логики в этом пути, поскольку до старта серийной сборки этой машины еще далеко.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №45 от 17.03.2023

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

17 марта 2023
  • Комментарии 0
  • Посещений 3841

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте