Высвобожденные ниши

Последний год стал для российского автопрома особенно непростым, кризисная ситуация накалилась до предела. Падение внутреннего спроса на фоне девальвации стало определяющим фактором для ряда компаний, которые в итоге приняли решение покинуть российский рынок.


Российский авторынок падал на протяжении нескольких лет, вынуждая автоконцерны менять политику присутствия в стране, сокращать мощности своих производств и объемы поставок. Дилеры же зачастую оказывались в ловушке убыточных брендов, не всегда находя возможности от них отказаться. В результате ситуация, накалившаяся в прошлом году, вылилась в уход целого ряда брендов с российского рынка.

Самым громким стал уход GM. Концерн до последнего отрицал все слухи о закрытии завода в Петербурге, но в марте этого года сделал объявление о реструктуризации бизнеса в России. Компания закроет почти все производственные площадки в стране. Сборка на калининградском «Автоторе» остановлена в феврале, на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде прекратится до конца года, на основном заводе в Петербурге не работают главные линии, до июня продолжалась лишь крупноузловая сборка и в ближайшее время он будет законсервирован. Сохранится лишь GM-АвтоВАЗ, но проект создания новой Chevrolet Niva заморозят. В пресс-релизе компании приводились слова гендиректора Opel Group Карла Томаса Ноймана о том, что автомобилям GM так и не удалось достичь «достаточного» уровня локализации в России, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций. Соглашение о промсборке, заключенное автоконцерном с властями России, предполагало достижение 60% к 2020 году. Теперь оно «приостановлено». В результате GM потеряет льготы по импорту в страну компонентов, но освободится от каких-либо обязательств.

В результате реструктуризации бизнеса GM будет продавать в России только импортные машины. В модельном ряде останутся лишь автомобили премиум-класса — вся линейка Cadillac плюс Chevrolet Tahoe, Camaro и Corvette. Более дешевые Chevrolet, а также все Opel продаваться в стране не будут, что позволит «избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой». Концерн подчеркивает, что сохраняет ответственность за гарантию и сервис, а дилерам предложит перезаключить контракты и авторизоваться под сервисные услуги. Число дилеров при этом сократится со 160 до «нескольких десятков» (дилеров Cadillac уже сейчас всего 26).

Продажи GM в России в 2014 году упали на 26,4%, до 189,5 тыс. машин, доля на рынке снизилась на 1,7 п.п, до 7,6%. Продажи Opel уменьшились на 20,2%, до 65 тыс. машин, Chevrolet — на 29,5%, до 123,2 тыс. машин, Cadillac — на 12,5%, до 1,3 тыс. машин. За январь — февраль продажи упали на 74,6%, до 8,4 тыс. машин, доля на рынке сократилась до 3,4%. Продажи Opel упали на 81,8%, до 2 тыс. машин, Chevrolet — на 71,2%, до 6,3 тыс. машин, Cadillac — на 59,3%, до 72 машин.

Затраты GM на реструктуризацию оценивались в $600 млн — это расходы на «трансформацию» дилерской сети, отмену контрактов, увольнение сотрудников и распродажу стоков со скидками.

Не обошлось без конфликтов. Рабочие петербургского завода GM проводили одиночные пикеты в Петербурге и Москве, требуя равные выплаты в размере 12-18 окладов, переобучение за счет предприятия и приоритетное право найма при возобновлении работы завода.

В неприятной ситуации оказались и производители комплектующих, которые провели расширение для контрактов с GM и вовсе принимали решение о локализации в Петербурге с оглядкой на планы автоконцерна. Многие поставщики ведут переговоры с GM о возмещении убытков, которые связаны с наличием готовой продукции или закупленного сырья для контрактов с заводом.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на сайте газеты «Коммерсантъ» от 18.06.2015

Автор: Кристина Наумова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

18 июня 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 2083

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте