Шины пока не сдуваются

По данным системы маркировки, запасы шин в РФ для легковых автомобилей превышают годовой объем рынка, достигая почти 61 млн штук. Причем эта цифра не учитывает пополнение от производства, которое продолжается на ряде заводов. Но традиционный всплеск спроса в марте-апреле совпал с заявлениями ряда иностранных производителей о приостановке работы в РФ, что на фоне роста курса рубля привело к повышению цен и ажиотажу. В итоге даже при видимом насыщении рынка возникла нехватка некоторых популярных типоразмеров, наблюдавшаяся, впрочем, и в прошлом году.


«Ъ» ознакомился с данными системы маркировки «Честный знак», согласно которым запасы шин для легковых автомобилей в РФ к началу апреля составили почти 61 млн штук. На складах производителей и импортеров, а также в точках продаж хранится 26,5 млн летних шин, почти 14 млн зимних шипованных, 11,5 млн зимних нешипованных и почти 9 млн всесезонных. Еще 18,1 млн составляет склад шин для грузовиков, автобусов, сельхозтехники и прочего транспорта.

Общий объем шин и покрышек на 31 марта в РФ превышает 79 млн шин и покрышек. Исходя из спроса на уровне 2021 года, только этих запасов хватит на 11-17 месяцев, полагают в ЦРПТ (оператор системы «Честный знак»). В Nokian Tyres и Michelin оценивали рынок шин для вторичной комплектации в 2021 году в 40,5-40,7 млн штук. Собеседник «Ъ» уточняет, что объем рынка конкретно легковых шин в последние годы составлял около 30 млн штук, упав даже ниже этой планки после коронавируса. То есть только на складских запасах — при сохранении спроса на уровне последних лет — потребители обеспечены шинами на два года.

В ЦРПТ уточняют, что спрос в марте при этом был высоким: в первые две недели месяца куплено 1,2 млн шин на 8,5 млрд руб. против 0,4 млн за тот же период февраля. Средневзвешенная цена одной шины составила 7 069 руб. В комплекте, как правило, четыре шины. По крайней мере отчасти всплеск спроса объясняется обычной сезонностью. «С потеплением автолюбители традиционно начинают “переобуваться” в летнюю резину», — поясняет заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.

В то же время сразу несколько крупных производителей сделали заявления о приостановке работы в России, и это, признает топ-менеджер, подстегнуло автомобилистов сделать покупки как можно быстрее. «Но дефицита на рынке нет, — подчеркивает он. — Мы ожидаем, что период повышенного спроса завершится в мае».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №60 от 07.04.2022

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

7 апреля 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 841

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте