Машины не вытянуть коротким спросом

В России наблюдается краткосрочный всплеск спроса на легковые автомобили после почти двухмесячного простоя дилерской сети. На этом фоне АвтоВАЗ отложил переход на сокращенную рабочую неделю до конца лета. Опрошенные «Ъ» производители и дилеры согласны, что продажи по сравнению с провальными показателями апреля-мая выросли, однако связывают это с временными факторами отложенного спроса и расширения господдержки. Реальная картина будет понятна только в сентябре. Пока в отрасли считают, что по итогам года рынок упадет на 30%, причем некоторые игроки оценивают такой сценарий как оптимистичный.


АвтоВАЗ отложил переход на четырехдневную рабочую неделю с 29 июня на 31 августа в связи с краткосрочным оживлением на рынке, сообщила компания. Концерн говорит о росте заказов на новые автомобили на июль и август на фоне расширения мер господдержки спроса и постепенного снятия карантинных ограничений. Тем не менее, несмотря на господдержку, ожидания АвтоВАЗа остаются пессимистичными — по итогам года рынок может сократиться на 30%. Компания, хотя и отложила переход на четырехдневную неделю, собирается ввести ее с 31 августа в случае негативного развития ситуации на рынке осенью. То, что антикризисные меры не позволят избежать снижения показателей отрасли, признал 10 июня и глава Минпромторга Денис Мантуров.

Краткосрочный всплеск спроса в конце мая — июне на фоне запуска дилерской сети отмечают и концерны, не получившие доступа к господдержке. Так, в Nissan, который на фоне падения спроса приостановил конвейер до конца месяца, также говорят о положительной динамике спроса на фоне официального начала работы автосалонов и отмены режима пропусков в ряде ключевых регионов страны. Но, отмечают в Nissan, говорить о долгосрочном тренде пока рано. Завод Toyota работает в штатном режиме, концерн не планирует сокращать персонал. Без господдержки работает и Mitsubishi, где также констатируют наличие «определенного спроса» в конце мая — начале июня, связывая это с эффектом отложенных покупок и собственными программами стимулирования.

Но в целом ожидать возвращения к былым объемам продаж в короткие сроки не приходится, считают в Mitsubishi. Не способствуют восстановлению рынка и слухи о второй волне заболевания, считают в компании: люди будут стараться создать или сохранить финансовую подушку безопасности, а не расходовать средства. Прогноз падения рынка на 30% там называют оптимистичным.

Эффект отложенного спроса будет недолгим, солидарен председатель правления дилера «Авилон» Андрей Павлович. Сейчас дилеры продают автомобили с очень большими скидками и ожидают, что в ближайшее время рынок продолжит падение: «Покупатели мгновенно не смогут восстановиться, и, к слову, даже в связи с отменой самоизоляции мы пока не видим какого-либо ажиотажа по посетителям в наших автосалонах, все идет обычном темпе». По итогам года он также ожидает падения на 30%. Господдержка и понимание клиентов, что машины вскоре подорожают, дали определенный положительный эффект, говорит гендиректор ГК «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.

Отложенного спроса хватит на два-три месяца, считает гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин, а результаты июня превзойдут результаты апреля и мая, вместе взятых, но будут примерно на 30% ниже июня прошлого года. Более уверенную динамику показывают продажи в премиум-сегменте, а в массовом сегменте — Kia, Hyundai, Volkswagen, Skoda и Nissan. Прогноз в 30% падения он также считает позитивным раскладом. О реальных трендах рынка можно будет говорить в июле-августе, полагает управляющий ОАК-РРТ Сергей Новосельский: «Два основных рынка сбыта — Москва и Санкт-Петербург — только начали открываться, причем в традиционно низкий сезон. Пока можно говорить примерно о 50-процентном восстановлении объема сделок к февралю и о 35-40% — к марту». Он также подчеркивает, что многие дилеры сейчас жертвуют доходностью для увеличения продаж. В июне с учетом выходных дней, которые негативно сказываются на спросе, продажи могут упасть на 20-30%, полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», по итогам года — на 20%. Реальная картина рынка будет видна не раньше осени, говорит он, поскольку август — традиционно низкий сезон из-за отпусков.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №103 от 11.06.2020

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

11 Июня 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 42160

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте