Как индексация утильсбора сказывается на рынке

Введенная прошлой осенью шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года обеспечила предсказуемость авторынку, но ненадолго. Объявленные недавно изменения правил расчета платежа, увеличивающие нагрузку на электромобили и гибриды, а также на машины, импортируемые физлицами, привели к ажиотажному спросу, за которым традиционно последует спад. Дилеры указывают на сложность работы в условиях подобных «качелей», а эксперты — что привлечь китайские концерны к локализации в РФ удается далеко не всегда. Как в России прижился утильсбор — разбирался «Ъ».


Рассчитанная до 2030 года шкала индексации утилизационного сбора для автомобилей в РФ действует уже более года. Ежегодно с 1 января ставка будет увеличиваться на 10-20%, что, по расчетам Минпромторга, добавит отрасли стабильности и в том числе создаст прогнозируемые условия для реализации совместных промышленных проектов и локализации производства в России. Впрочем, несмотря на утверждение долгосрочной стратегии, в сентябре Минпромторг анонсировал изменение правил расчета платежа, вызвав ажиотаж на авторынке.

Для дилеров, согласно опросу «Ъ», с введением ежегодной индексации ситуация на авторынке более предсказуемой не стала: в большей степени на нее влияют другие факторы, в частности доступность кредитов и покупательская способность населения. Директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов отмечает, что в 2025 году месяцы получились «очень рваными» по объему продаж. «В одном это может быть 80 тыс. новых автомобилей, в другом — 122 тыс. штук. Очень большая разница в объемах», — рассказывает топ-менеджер.

Помимо утильсбора, добавляет господин Иванов, на рынок давили высокая ключевая ставка, ситуация с затовариванием складов и клиентские настроения, меняющиеся с появлением сообщений о возможном возвращении ушедших из РФ брендов. Гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский говорит, что фактор утильсбора больше влияет на производственные программы китайских автопроизводителей, чем на российских автодилеров.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №197 от 24.10.2025

Автор: Наталия Мирошниченко

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте