Джеймс Райт: «Нам надо понять четко правила игры»

В правительстве и отрасли продолжается дискуссия о том, какими в будущем должны быть условия работы иностранных автопроизводителей в России по мере истечения соглашений о промсборке. О производственных планах Nissan в России и отношении к локализации «Ъ» рассказал вице-президент регионального бизнес-подразделения «Ниссан Восток» Джеймс Райт.


Какой рост производства вы планируете в 2018 году?

В прошлом году мы увеличили производство на нашем заводе в Санкт-Петербурге на 26% и запустили вторую смену. Мы нарастили штат работников на 457 человек. В 2018 фискальном году (с 1 апреля по 31 марта) мы также планируем увеличение производства примерно на 2-2,5 тыс. машин.

За счет чего?

В основном за счет обновленных моделей X-Trail и Qashqai, которые мы запустим в производство в РФ.

С какого месяца вы планируете их выпускать в обновленной версии?

X-Trail мы запустим в сентябре 2018 года, спустя несколько месяцев приступим к выпуску Qashqai. Пройдет где-то два месяца между стартом производства и началом продаж.

Каков планируемый объем выпуска этих моделей?

На 2018 фискальный год общий объем выпуска — 50 тыс. машин. Из них 40 тыс. — это Qashqai и X-Trail примерно в равном соотношении. Остальное — Murano.

На сколько вы планируете нарастить продажи в этом календарном году?

Наш прогноз по рынку — рост примерно на 6-7%. Наша задача — стабилизировать продажи на уровне чуть выше того объема, который был в 2017 фискальном году. По Nissan рост составил 5%, а если говорить о группе, вместе с Infiniti и Datsun, — 6,6%.

Планируете ли вы запустить в производство в РФ какие-то принципиально новые модели?

Если рынок будет расти (по нашему прогнозу, к 2022 году он составит порядка 2,2 млн автомобилей) и не будет никаких кризисных ситуаций, то в любом случае какая-то новая модель на заводе в Санкт-Петербурге будет, но о конкретных моделях говорить, конечно, рано.

Намерены ли вы расширять экспорт обновленных моделей, которые будут запущены в производство?

В 2017 году мы вели экспорт в основном в страны СНГ. Но мы рассматриваем возможность экспорта и в другие страны. Вопрос исключительно в том, какой себестоимости производства автомобиля мы сможем достичь. Мы не можем экспортировать автомобиль, если он неконкурентноспособен. Если рынок будет расти, кризиса не будет и цена выпуска будет снижаться, то мы будем рассматривать и рынки за пределами СНГ.

Автоконцернам нужна качественная, конкурентоспособная база локальных поставщиков. Они появятся на российском рынке, когда рынок вырастет и стабилизируется. Тем самым будет обеспечена хорошая стоимость производства автомобиля, увеличится локализация. И как следствие, мы сможем организовать экспорт, и только в этом случае это экономически оправдано для компании. Тут все взаимосвязано: российское правительство пытается достичь укрепления рынка, они заинтересованы в том, чтобы был экспорт, и пытаются стимулировать компании к его расширению. Но каждой компании для серьезной проработки экспортного потенциала в первую очередь важно опираться на сильный и стабильный внутренний рынок.

У правительства есть идея, чтобы иностранные компании перестраивали свои экспортные цепочки в пользу России.

Повторюсь, вопрос в себестоимости производства. Сейчас машину на заводе в Петербурге выпустить дороже, чем на заводе в Англии. Там огромные объемы выпуска — порядка полумиллиона машин в год. Здесь нам нужна хорошая цена от локального поставщика, возможно, некая компенсация логистики, и только тогда возникнет большой потенциал для экспорта. Это же касается и запчастей, не только по Nissan, но и по всей отрасли.

Но вы ведь экспортируете из России бамперы на центральный европейский склад, несмотря на дороговизну производства?

В данном случае мы берем объемом (поставили уже более 14 тыс. штук). Производимые у нас бамперы поставляются на центральный европейский склад, откуда уходят во все европейские страны.

Получается, что вы не торопитесь с локализацией и просто ждете, когда рынок вырастет сам по себе.

Нет, мы ничего не ждем. В любом случае нам надо повышать локализацию, чем мы и занимаемся. И нужно сохранять баланс — быть прибыльными и соответствовать условиям работы, которые сейчас внедряет правительство.

Почему Nissan и другие производители не занимались локализацией до кризиса, когда объемы рынка это позволяли?

Честно говоря, тогда рынок рос настолько быстро, что никто не задумывался об этом. Просто производили и продавали, а когда все одномоментно рухнуло в кризис, все стали думать о том, чтобы локализовать производство, чтобы в будущем избежать такого же коллапса. Вообще, тогда не было последовательного роста. А это один из самых важных факторов: когда компании уверены, что рынок будет расти, они и вкладываются, и работают над локализацией. Если нет четкого понимания роста рынка, сложно закладывать стоимость запчастей и так далее.

Но даже если рынок вырастет достаточно, чтобы оправдать локализацию, он может снова упасть.

Тут вопрос, наверное, к правительству. Оно занимается тем, что пытается обеспечить отсутствие таких вот скачков и некую экономическую стабильность. Тут сложно планировать на долгие годы вперед.

А если не планировать на годы вперед, как обеспечить локализацию?

Нет, нужно планировать, просто это делается шаг за шагом. На данный момент у нас локализация уже достаточно высокая, но никто не будет бросаться в омут с головой с точки зрения увеличения локализации в огромных объемах, потому что любая компания в итоге должна зарабатывать.

В рамках нового инвестрежима правительство, видимо, будет требовать от производителей локализовать крупные значимые узлы в обмен на получение госсубсидий. Многие компании считают, что локализация этих узлов сейчас экономически нецелесообразна.

Ну во-первых, мы еще четко не понимаем, что заменит постановление №166, — будут ли это СПИКи или другой инструмент. Но при этом у Nissan есть четкое видение: чтобы продавать в России и получать прибыль, нужно производить здесь. Сложно говорить что-то еще, пока нет понимания ситуации. Нам надо понять четко правила игры.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №60 от 09.04.2018

Автор: Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

9 апреля 2018
  • Комментарии 0
  • Посещений 4372

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте