«Если предлагают автомобиль за полцены, ждите беды»
Темпы восстановления российского авторынка замедляются. Дилеры адаптируют бизнес к возросшей стоимости финансирования, изменениям регулирования, а некоторые корректируют стратегии продаж. О завышенных планах дистрибьюторов, политике скидок и однотипных китайских автомобилях «Ъ» рассказал управляющий директор «БорисХоф» Тимофей Гераськин.
Как вы оцениваете ситуацию на рынке и что с вашими продажами за полгода?
Наши продажи по новым автомобилям за полгода выросли на 73% к прошлому году. Это чуть ниже результата второго полугодия 2023 года. Рынок показывает существенный прирост к 2023 году. Тем не менее динамика внутри этих шести месяцев разнонаправленная.
Возможно, сейчас мы увидим легкий всплеск, какой-то рост продаж, когда люди поймут, как новый размер утильсбора отразится на цене автомобиля с 1 октября. Во многих сегментах предложенный размер утильсбора поднимет стоимость машины на 10%. На самые популярные модели стоимостью в районе 3 млн руб., с объемом мотора до двух литров, это будет примерно 300 тыс. руб., как раз те самые 10%. А потом, думаю, после 1 октября мы опять увидим негативный период, пока люди будут привыкать к новым ценам.
Но с 1 января 2025 года снова повышение утильсбора заложено.
Да-да. То есть позитива в продажах ждать можно, наверное, в более долгосрочной перспективе. Когда все эти изменения, возможно, приведут к запуску производств и большей степени локализации компонентов, и тогда цены могут стабилизироваться. Но, как показывает практика предыдущих 20 лет, цены никогда не понижались, ни разу.
Кто сейчас берет автомобили в кредит в среднем?
Все-таки часть машин на дорогах очень старая, рынок постарел и требует замены, объемы продаж предыдущих лет снижались. Сначала был COVID и дефицит комплектующих, потом в 2022 году было большое падение.
Парк старый, ремонты стали дорогие, и кто-то принимает для себя решение, что лучше я все-таки буду платить кредиты и куплю себе машину, которая будет более прогнозируема в обслуживании и расходах. С ремонтом в целом стало все намного лучше, но, если машина ушедших брендов попадет в серьезное ДТП, она может выпасть на два, три, четыре месяца или на полгода.
И опять же, это уникальная специфика российского рынка. Как мы обсудили раньше, цены растут, и сейчас, как бы это странно ни звучало, можно взять даже машину под такой процент, и, учитывая, какой будет утильсбор через год и через два, это окупится. Государство, видимо, таким образом скрыто стимулирует спрос на автомобили. Шутка, конечно.
Если говорить о завышенных ожиданиях китайских марок: к какому моменту были распроданы склады 2023 года?
Сначала скажу, что не все еще распроданы. Есть машины, их немного, но они есть. Совсем уж справедливости ради, тут дело не в китайских производителях. Это, скорее, машины параллельного импорта. Автомобили официально поставляемых брендов где-то к маю в основном были распроданы. У некоторых дилеров еще остаются единичные машины. Это может быть по разным причинам. Возможно, какая-то машина была донором для выполнения гарантийного ремонта. Такое случается, когда нужно сделать ремонт, а необходимой запасной части нет на складе.
Планы на 2024 год все еще завышены? Или дистрибьюторы почувствовали реальность?
Они были завышены изначально на 2024 год. Вы же помните историю, когда Минпромторг собрал планы производителей и дистрибьюторов. У них получилось то ли 2,2 млн, то ли 2,3 млн штук. Этот прогноз был построен на тех амбициях, которые показывали на презентациях многих брендов. Практически все говорили, что мы хотим вырасти как минимум в два раза. Плюс появлялись новые бренды, до сих пор появляются. И амбиция у большинства до сих пор остается очень высокой. Хотя сейчас, с учетом последних новостей про утильсбор, ключевую ставку, в целом ситуации в экономике, консенсус-прогноз по рынку — 1,4-1,5 млн штук.
В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №139 от 06.08.2024
Автор: Ольга Никитина
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания- 0
- 842
Новости по теме:
- 4 сентября 2024
- Jetour преодолел 20-тысячную отметку
- 4 сентября 2024
- Авторынок в августе: лучший результат за 10 лет
- 3 сентября 2024
- Продажи за восемь месяцев: 1,17 млн автомобилей
- 3 сентября 2024
- «Прагматика» увеличит продажи в пределах 5%
- 2 сентября 2024
- АвтоВАЗ увеличил объем продаж на 15%
- 29 августа 2024
- Европейский авторынок сбавил темпы роста
- 27 августа 2024
- Т-Банк заключил соглашение с «Ключавто»
- 26 августа 2024
- Срок продажи машин с пробегом растет
- 22 августа 2024
- «Авито Авто» запускает «Селект»
- 8 августа 2024
- Сервис «Авто» в Т-Банке начал работу с «Рольфом»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте