Елена Журавлева: «Перестраиваемся под потребителя»

Отказавшись от IPO, группа «Независимость» решила бороться за эффективность, распродавая активы, которые стали в кризис непрофильными, такие как салон Peugeot в Химках, где откроется салон китайской автомобильной марки Dongfeng Motor, и земли у Киевского шоссе, доставшиеся «Леруа Мерлен». О том, как группа переживает кризисные годы и почему покупателям, даже несмотря на стабилизировавшийся рубль, не стоит ждать снижения цен, гендиректор «Независимости» Елена Журавлева рассказала в интервью «Ъ».


Мы встречаемся накануне заседания совета бизнеса «Независимости». Можете рассказать, какие вопросы на нем будут рассматриваться?

Вопросы стандартные: результаты прошлого отчетного периода и наш прогноз на второе полугодие.

Вы можете раскрыть эти результаты?

Несмотря на сложную ситуацию на рынке, мы улучшили рыночные позиции по всем нашим премиальным брендам, по массовым — остались в рынке. Рост финансовых показателей по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 10%. Это значит, наша стратегия, принятая в прошлом году, работает и приносит свои плоды.

В чем заключается стратегия?

Стратегия среднесрочная — мы сместили фокус в работе с клиентом с получения прибыли «здесь и сейчас» на выстраивание долгосрочных доверительных отношений.

А если детализировать?

«Думай как клиент», скорость и прозрачность — вот главные тезисы нашей стратегии. Здесь и качество, и скорость, и удобство. Мы не подстраиваем потребителя под свой бизнес, мы бизнес перестраиваем под потребителя — внедряем новые операционные модели продаж и послепродажного обслуживания. И в этой новой модели мы переходим от менеджера по продажам к менеджеру по обслуживанию клиента с акцентом на работу в «одном окне». Это важно, когда покупателя ведет один человек — он и про комплектацию автомобиля сможет рассказать, и про кредитные и страховые продукты, а также поможет оформить все юридические документы. К слову, пилотные запуски проектов уже начались, и в скором времени мы начнем масштабирование на весь бизнес.

Кардинальные изменения ждут и IT-инфраструктуру. У нас все уходит в облачные сервисы, внутренняя инфраструктура уже там, продолжаем развивать и различные сервисы для клиентов. Современный человек сегодня не пошевелится, пока не нажмет на кнопки смартфона и всего не узнает: куда ехать, зачем ехать, почему. Это тренд — и мы не можем его игнорировать. Например, мы недавно запустили первый онлайн-агрегатор сервисных акций и предложений в автомобильном сегменте. Для клиентов это очевидный плюс — они смогут, не посещая дилерского центра, узнать обо всех проводимых в наших салонах акциях и рассчитать необходимые услуги.

А какой у вас прогноз на текущий год?

Несмотря на очевидное снижение рынка, мы своего прогноза не меняем. Рост EBITDA по сравнению с прошлым годом предусмотрен примерно на 10-15%. Наши показатели по ключевым брендам находятся на уровне рыночных или выше них. Например, если на всем рынке продажи Audi падают на 15% в первом полугодии, то у нас они выросли на 2%. Если Land Rover падает около 40%, то мы тоже упали — но на 15%. Я связываю это с уровнем сервиса как при покупке автомобиля, так и при последующем послепродажном обслуживании вне зависимости от ценового сегмента. Можно сократить любые затраты и экономить абсолютно на всем, но только не на фронт-офисе и клиентах.

В 2015 году вы говорили, что у «Независимости» в планах распродажа непрофильных активов. Что вы уже продали и что планируете продать?

Мы почти все свои непрофильные активы уже продали, остался небольшой участок земли. Земли у Киевского шоссе у нас купила компания «Леруа Мерлен». Также мы продали салон «Химки-Peugeot». Согласно стратегии, наш фокус в Москве сместился в сторону премиальных брендов, поэтому два года назад мы приняли решение не заниматься бизнесом Peugeot. Причины экономические — рынок совсем сжался. Салон большой. Мы думали расположить там другой бренд, но сейчас нет смысла открывать что-то новое на таких площадях. Кроме того, мы перераспределили мощности по кузовному ремонту, продали наш кузовной цех.

Куда пошли средства от реализации активов?

Средства пошли на снижение долговой нагрузки. Все действия с продажей активов помогли нам снизить банковский долг больше чем на 1 млрд руб., а это почти 20%. Это тоже часть нашей стратегии — мы должны быть финансово устойчивы и финансово стабильны. В первую очередь для того, чтобы мы могли предоставлять качественный сервис нашим клиентам. Когда у компании нет денег, это чувствуют абсолютно все. О каком сервисе, о каком обслуживании клиентов, о каком комфорте мы можем говорить, если у компании нет денег? Если все деньги уходят к кредиторам или еще куда-то? Практически весь долг у нас сейчас долгосрочный — со сроком погашения до 2020 года. Краткосрочных обязательств нет.

Получается у «Независимости» долг 5 млрд руб.?

Около 5 млрд руб. сейчас.

Стоят ли на повестке дня слияние с другими дилерскими группами, покупка дилерских центров — например для того, чтобы получить контракты на Mercedes-Benz и Porsche?

Мы сейчас конкретно таких сделок не рассматриваем, но наша среднесрочная стратегия такую возможность предусматривает.

Покупка, вы имеете в виду?

Покупка, слияние — все это инструменты. Согласно стратегии, наш портфель должен пополниться такими брендами, как Porsche и Mercedes-Benz, а каким образом — это уже будет зависеть от того, что происходит на рынке.

Я слышал, что с компанией «Авилон», дилером Mercedes-Benz, были переговоры на тему объединения...

Я об этом ничего не знаю. Знаете, постоянно кто-то что-то слышит: «вас же уже продали» или «вы уже купили кого-то». Это рынок. Сейчас с точки зрения рынка неизвестно, хороший ли момент покупать или нет. Да, рынок падает, но у лидеров упаднических настроений нет. Мы общаемся со многими игроками. Чтобы кто-то сказал «все пропало» — нет такого! Все нашли какой-то свой путь. И дальше идут. И эти тезисы — «кризис — время возможности» — мне кажется, устарели. Время возможностей, оно всегда. И развиваться, и вкладывать в людей, и думать о клиенте нужно всегда — и в кризис, и не в кризис. Тогда у компании кризис никогда не настанет.

Вы раскрываете, какие у «Независимости» EBITDA и соотношение долга к EBITDA?

Не раскрываем, но динамика положительная. EBITDA у нас растет начиная с 2015 года, мы выросли за первое полугодие 2016 года like for like — показатель, используемый для сравнения продаж отчетного и базисного периодов. По итогам года мы тоже ожидаем роста и сокращения долга. Соответственно, улучшается соотношение долг/EBITDA.

Говорят, что у вас соотношение долга к EBITDA может составлять 1 к 11.

У нас такого не было никогда. Никогда! Я еще где-то слышала, что у нас более 8 млрд руб. долга. Такой долг был когда-то, в 2012 году.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №161 от 02.09.2016

Автор: Владислав Новый

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

2 сентября 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 5613

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте