Бу Андерссон: «Они не любят меня, я не люблю их»

Лидер российского авторынка АвтоВАЗ закончил 2014 год с неоднозначными результатами. С одной стороны, компания стала основным бенефициаром господдержки: в октябре-ноябре ей удалось резко нарастить продажи почти до уровня 2013 года. Но автоконцерн, который еще летом был среди лидеров падения продаж, так и не выбрался из убытков. В результате на этой неделе АвтоВАЗ объявил о росте цен, не менявшихся с марта 2014 года, на 5-13%. Об итогах и перспективах продаж, сокращении сотрудников, проблемах с поставщиками и качеством «Ъ» рассказал президент АвтоВАЗа Бу Андерссон.


Минувший год был сложным для российского автопрома, каковы основные итоги для АвтоВАЗа?

Мне иногда говорят: до вашего прихода все было замечательно, господин Андерссон, а теперь у нас единственная проблема — это вы. А некоторые утверждают, что на АвтоВАЗе вообще никогда не предполагалось вести бизнес и все задумывалось только как социальный эксперимент. Я так не думаю. Я горжусь тем, что АвтоВАЗ сейчас единственный завод в России, который производит сразу четыре бренда — Lada, Renault, Nissan, Datsun. Большинство об этом даже не задумываются. Конечно, не все люди могут с гордостью сказать, что Renault Logan производится в Тольятти, некоторые пытаются даже это скрыть, потому что они думают, что это плохо. Мы повысили рыночную долю Lada в сегменте автомобилей стоимостью до 600 тыс. руб. в 2014 году с 37% до 42%, в то время как наши конкуренты ее снизили. Volkswagen, Opel, Chevrolet, Peugeot, Citroen потеряли 20-38% рынка. У FIAT, несмотря на относительно небольшое падение, очень маленькие объемы. Так что, с одной стороны, плохо, что в целом по рынку по всем моделям и сегментам наши объемы сократились приблизительно до 16,5%, с другой — в рамках своего сегмента мы выросли. Обычно 50% аудитории говорит, что не любит АвтоВАЗ. И еще 50% — что любит. Хорошая новость в том, что равнодушных к АвтоВАЗу просто нет. В день в среднем примерно 1 тыс. человек что-то пишет в интернете про Lada Vesta. Проблем у нас много, но я не вижу тех, которые мы не могли бы решить.

Каковы будут финансовые показатели АвтоВАЗа по итогам 2014 года? Завод останется убыточным?

Мы выйдем на более скромные финансовые показатели, чем я ожидал. По итогам 2014 года у нас будет убыток. Поскольку мы потеряли по РСБУ 2 млрд руб. за первые девять месяцев, это операционный убыток, то за последние три месяца мы не сможем выйти в прибыль. К тому же рынок усложнился, мы несем больше затрат. Наши продажи в 2014 году могут составить около 375 тыс. автомобилей в РФ, хотя в начале года мы планировали продать примерно 450 тыс. Плюс из-за проблем с поставщиками мы снизили продажи на 10 тыс. автомобилей. Я думаю, по итогам года рынок упадет на 15%, а Lada — на 10%. Но в 2015 году выйдем на прибыль. Самый большой вызов для нас, самая большая проблема для выхода в прибыль — это база поставщиков. И как раз в этой же сфере огромное влияние оказывает курсовая разница. Конечно, относительно других производителей эффект меньший, но на нас сказывается латентный эффект — многие наши российские поставщики закупают комплектующие за границей.

Каких конкретно финансовых показателей вы планируете достигнуть?

Год будет сложным, но мы должны заработать 3% операционной маржи. Как минимум — 1,5%. Мы хотим поднять долю рынка до 20%, нам нужен положительный свободный денежный поток, и мы должны зарабатывать 6% операционной маржи в 2016 году. Каждое утро, просыпаясь, я думаю в первую очередь об этих трех вещах. Потому что это самое важное.

Каков прогноз продаж на следующий год и меняете ли вы как-нибудь стратегию в связи со сложной экономической и политической ситуацией?

И да, и нет. В следующем году в целом мы планируем произвести 670 тыс. машин. Мы всегда можем подстроиться под меняющийся рынок благодаря системе предзаказов, на которую мы перешли в сентябре. Одно могу сказать: если весь рынок будет не больше 1,7 млн машин по году, то у всей отрасли будет очень много проблем. Но я оптимист. Россия сегодня седьмой по величине рынок в мире. Я считаю, что в 2020 году Россия станет пятым рынком. Китай будет первым, США — вторым, Индия — третьим, Бразилия — четвертым. Германия после России.

При пессимистическом прогнозе вы сохраняете цель добиться 20-процентной доли рынка?

Сегодня я более оптимистично настроен по поводу этих 20%, чем девять месяцев назад. Потому что многие из наших зарубежных конкурентов вынуждены повышать цены. Мы тоже будем их пересматривать, но всегда будем конкурентоспособнее.

Вы возглавляете завод уже больше года. Какие наиболее существенные изменения произошли на АвтоВАЗе?

Один из ключевых факторов, который необходимо было улучшить, — это качество автомобилей. Мы значительно усилили контроль качества «на выходе», то есть на сходе автомобилей с конвейера, чтобы не допустить отправку бракованных или недоукомплектованных машин дилерам. Ввели еще один этап контроля качества — предпродажную подготовку непосредственно у дилера. В результате по Granta и Kalina мы улучшили качество «схода автомобиля с первого раза» с 50% до 80%, на линии В0 (Largus, Renault и Nissan) — с 37% до 75%. И кроме того, также мы наладили прямую связь с клиентами, создали центр удовлетворенности потребителей. Он работает с обращениями и жалобами покупателей и в течение 24 часов находит решение.

Затем мы рассмотрели 14 самых важных и распространенных проблем, таких как тугое или неплотное закрывание дверей, или шум вентилятора на Lada 4x4, или проблемы с зажиганием, или с замком бардачка и т.д. Подавляющее большинство этих проблем устранены раз и навсегда. Наши новые модели Lada Vesta и Lada XRay пройдут краш-тесты в Европе, чтобы покупатель был уверен, что машины отвечают европейским стандартам.

Второе, чему мы уделили много внимания, — это работа с людьми. Мы разработали систему мотивации работников. В начале декабря выплатили 5 тыс. работников дополнительную зарплату за идеальный выход на работу в течение года. В конце года было принято решение наградить премиями за высокое качество продукции всех рабочих, за исключением нарушителей трудовой дисциплины, — на эти цели мы выделили 290 млн руб. Наконец, еще 700 передовиков получили в конце года дополнительные премии в размере 19 тыс. руб.

В январе 2014 года на заводе было фактически 18 уровней управления — у каждого руководителя было по два или три заместителя. Уже в феврале мы сократили их количество до пяти уровней. Большинство полномочий теперь в руках мастера и бригадира. К сожалению, не обошлось без сокращения персонала. Мы сократили работников, сделав акцент в первую очередь на менеджерах. Их сократили на 33%. По рабочим под сокращение попало около 20%. Всем сокращаемым предложили компенсацию в размере пяти месячных окладов. Это было болезненно, но необходимо, ведь объемы производства снизились. Но в этом же году мы выпустили восемь модификаций наших моделей. И это при том, что в предыдущие два года АвтоВАЗ не выпустил ни одной новой модели.

Продолжите ли сокращение персонала в 2015 году?

Нет, в 2015 году рабочих мы сокращать не будем. Но будем продолжать работать над повышением производительности труда, над оптимизацией производственных процессов, и в их рамках будем перемещать людей внутри завода. Ежегодно текучесть кадров может составлять 5-10%, и это в порядке вещей.

Но есть ведь обстоятельства, которые нельзя контролировать: если рынок будет сжиматься, то придется сокращать производство. Есть план действий на этот случай?

Если мы столкнемся с какими-то совсем уж существенными изменениями, то всегда сможем перейти на четырехдневную рабочую неделю. Так что если вы спрашиваете про план Б, то это он и есть.

ЦБ поднял ключевую ставку до 17%, а девальвация рубля усилилась. Как отреагировал АвтоВАЗ?

АвтоВАЗ смог защитить клиента: цены на автомобили не поднимались до конца года. К тому же мы продолжили курс на повышение уровня локализации автомобилей. В 2014 году для модели Largus была локализована поставка металла (экономия 100 млн руб.), аккумуляторов (90 млн руб.), шин (50 млн руб.).

Насколько усложнилось привлечение кредитов? Какие новые риски возникли? Нет ли планов пересмотра инвестпрограммы?

Основные займы на инвестпрограммы уже предоставлены или достигнута договоренность о них. Что касается пересмотра инвестпрограммы, безусловно, от чего-то придется отказаться. Но сохраняются ключевые цели — обновление модельного ряда, запуск Lada Vesta и Lada XRay в сентябре и декабре.

В ноябре вы столкнулись с рядом сложностей в работе с поставщиками, из-за которых даже пришлось приостанавливать производство. С чем они были связаны?

У АвтоВАЗа в России 709 поставщиков, из них 11 — проблемные. Они не любят меня, я не люблю их, но в этом нет ничего личного, просто у них плохие результаты работы. Подстраиваться под них я не буду, но помочь нашим поставщикам работать лучше мы всегда готовы. Их основные проблемы в качестве компонентов и сроках поставок. Впрочем, варианты выбора у нас будут всегда. Другая проблема с поставщиками в цене: они считают, что я им должен платить больше. Но 40 тыс. человек, которые работают на АвтоВАЗе, получают 40 млрд руб. в год и производят 535 тыс. машин и компонентов, а внешние поставщики обходятся в 140 млрд руб.

А вы будете сокращать количество иностранных поставщиков на фоне курса на импортозамещение и локализацию и в свете ослабления рубля?

Степень локализации автомобилей Lada — 81%. Со всеми мы ведем расчеты в рублях. И будем продолжать наращивать долю российских поставщиков. Например, прежде аккумуляторные батареи мы покупали на Украине, потому что это входило в общие объемы закупок Renault-Nissan, сегодня — в Жигулевске у АКОМ. На этом мы сэкономили 19 млн руб. Для Lada Largus сталь раньше закупали в Европе, а сегодня — в Магнитогорске. Экономия — 100 млн руб. Но стопроцентной локализации мы никогда не добьемся, да этого и не надо. Взять, к примеру, электронику — импортировать ее имеет смысл, потому что российские аналоги пока недостаточно конкурентоспособны.

Традиционно одна из проблемных тем для АвтоВАЗа — дилеры. Завод не раз объявлял о новых подходах к работе, недавно появилась очередная стратегия. В чем ее отличие?

Я не могу сказать, что мы решили все проблемы с дилерами, но в феврале, когда я впервые встретился с ними, они попросили у меня помощи в решении нескольких вопросов, и я им помог. Раньше размер маржи был 5%, мы ее подняли до 10%. Гарантию на автомобили продлили до трех лет, или до 100 тыс. км пробега. Почасовые ставки для дилеров, выполняющих ремонт по гарантии, выросли с 500 до 1040 руб. за час (в Москве и Петербурге — 1210 руб.). Свели к минимуму процент недоукомплектованных машин: раньше 4% автомобилей приходили к дилерам со снятыми деталями, сегодня — 0,3%. Мы пообещали дилерам поставлять машины в течение недели, и теперь 91% автомобилей приходит в этот срок, производственный брак составлял 18,9%, сегодня — 3%.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №4 от 15.01.2015

Автор: Егор Попов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

15 января 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 2380

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте