Автопродажи потеряли четверть

Российский авторынок в январе обрушился до уровня кризисного 2009 года — продажи новых машин упали на 24%, до 115 тыс. штук. Столь негативный результат не стал неожиданностью: после ажиотажного спроса в декабре 2014 года в январе отрасль ждала неизбежной ямы. Но на фоне стагнации экономики прогнозы экспертов на год все мрачнее: PricewaterhouseCoopers ждет падение автопродаж на 35%, а ряд крупных иностранных игроков может уйти с российского рынка уже осенью.


В январе рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 24,4%, до 115,4 тыс. машин, сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Резкому обвалу предшествовал спровоцированный ослаблением рубля ажиотажный спрос в декабре. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер заявил вчера, что после декабрьской «вечеринки» в январе у автопроизводителей наступило «горькое похмелье». Продажи шли даже хуже, чем в январе кризисного 2009 года, когда, по данным АЕБ, было продано 118 тыс. машин.

Объем продаж лидера рынка АвтоВАЗа упал на 26%, до 17,5 тыс. машин, что сопоставимо с уровнем января 2010 года, когда автоконцерны показывали уже настоящие антирекорды. Тогда результаты АвтоВАЗа называли «худшими за все время кризиса» и предрекали вероятность кассового разрыва. Но ряд игроков, например Chevrolet и Ford, продали в январе 2010 года заметно больше машин, чем в прошлом месяце, хотя тогда еще не было госпрограммы утилизации, а в январе 2015 года эта мера поддержки работала пять месяцев подряд. Теперь продажи GM (Opel, Chevrolet, Cadillac) упали почти на 70%, до 4,2 тыс. машин, доля рынка концерна упала на 5,4 п.п., до 3,6%. Спрос на Ford упал на 57%, до 1,8 тыс. машин, его доля сжалась на 1,2 п.п., до 1,6%.

По мнению Йорга Шрайбера, особенность нынешнего обвала в том, что запасы машин по прошлогодним ценам были распроданы раньше обычного, а новые цены из-за курсовых колебаний резко выросли. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), цены с сентября 2014 года к середине января 2015 года больше всего подняли бренды компаний США, продажи которых в итоге сильно упали, — Opel (рост цен в среднем на 56%), Chevrolet (на 52%), Ford (на 45%). Японские компании подняли цены в пределах 25%, европейские бренды (Volkswagen, BMW, Audi, Land Rover) — на 15-20%. Корейские марки, продолжая захват рынка, увеличили цены в пределах 15%: Hyundai — на 7%, Kia — на 14%. Но вчера Kia Motor Rus объявила о росте стоимости на продукцию на 20-180 тыс. руб.

Усугубить ситуацию на авторынке может и резкий рост стоимости владения автомобилем в России на фоне возросших ставок по кредитам, увеличения цен на топливо, страховку, техобслуживание и т.д. По данным PwC, в январе эксплуатация автомобиля В-класса обходилась в 223 тыс. руб. в год, гольф-класса — в 335 тыс. руб., бизнес-класса — в 680 тыс. руб., внедорожника ценой до 3 млн руб. — в 634 тыс. руб., а дороже всего будет содержание полноразмерного внедорожника ценой выше 3 млн руб. — 1,17 млн руб. в год.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №22 от 10.02.2015

Авторы: Яна Циноева, Егор Попов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

10 февраля 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 2364

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте