Спиковая драма: автоотрасли предрекают коллапс

Кабинет министров одобрил и внес в Думу поправки, позволяющие подписать ряд специнвестконтрактов (СПИК) по старым условиям, действующим до 2 августа 2019 года. Если они будут одобрены, главным получателем выгоды становится китайский Haval. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что это должно стать началом изменения правил игры. В противном случае автопроизводители, заключившие СПИКи, из-за непосильных требований могут закрыть российские заводы и отказаться от дальнейших инвестиций.

Первый среди равных

В 2014 году был дан старт строительству завода компании Great Wall Motors (GWM) по выпуску кроссоверов Haval. Это был первый китайский автозавод полного цикла в России, а о важности подписываемого GWM и правительством региона соглашения говорило присутствие Владимира Путина и Си Цзиньпина. Завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» заработал в июне и вместе с другими автомобильными компаниями, располагавшими сборочными производствами в России, GWM подала заявку на специальный инвестиционный контракт (СПИК).

«СПИК предоставлял автопроизводителям налоговые льготы на 10 лет, а также промышленные субсидии. Они позволяли сделать продукцию более конкурентоспособной на российском рынке. Участникам уже заключенных специнвестконтрактов была предоставлена гарантия того, что на протяжении всего срока действия контракта его условия не изменятся вне зависимости от принятых впоследствии поправок в федеральном или региональном законодательстве», — рассказал руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.

По первое число

СПИК приходил на смену промсборке и заключался с каждым игроком отдельно, на особых условиях. Общим было требование успеть с подписанием до 1 июля, это позволяло воспользоватся старыми правилами, так называемым СПИК 1.0. Далее порядок регулирования специальных инвестиционных контрактов менялся.

Great Wall Motors планировала вложить в российский завод Haval более 42 млрд рублей и создать производство с глубокой локализацией ключевых компонентов автомобилей: двигателей, коробок передач, электронных блоков и систем управления. Однако заявка застряла в межведомственных согласованиях и была одобрена только 1 августа.

В ноябре GWM, так и не подписавшая СПИК и не добившаяся серьезных успехов, тем не менее заявила о дополнительных обязательствах — вложить 22,4 млрд рублей до 2028 года в создание локального научно-исследовательского центра. Тем временем история со СПИКами стремительно теряла инвестиционную привлекательность.

Правила меняются

В августе прошлого года начал действовать СПИК 2.0, предусматривавший ряд положительных нововведений, таких как отмена минимального порога инвестиций и заключение контрактов на более длительный срок.

Между тем в новой версии были и новые вызовы — единственный инвестор должен был выиграть конкурс на разработку и внедрение технологии. На основе последней он должен производить в России продукцию, конкурентную на мировом рынке. Это было не последнее изменение в законодательстве.

В декабре Минпромторг решил дифференцировать субсидии, которые должны были компенсировать утильсбор. Российские компании получали полные компенсации до 2025 года с текущим уровнем локализации. У иностранных они зависели от количества баллов за локализацию. Если в 2020 году половина субсидий выплачивалась только за наличие СПИКа, то уже в 2022-м компенсация уже полностью зависела от уровня локализации.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Iz.ru 9 апреля 2020 года.

Автор: Евгений Багдасаров

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

9 Апреля 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 5360

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте