«Лаборатория Касперского» готовит автомобильную ОС

Гендиректор «Лаборатории Каперского» Евгений Касперский и стратег по развитию технологий этой компании Андрей Духвалов рассказали «Известиям» о том, какие опасности подстерегают автомобилистов в ближайшем будущем в сфере IT, и о разрабатываемой компанией безопасной операционной системе.


Ваша компания активно разрабатывает IT-защиту для объектов промышленности. Какие есть угрозы в этой сфере и с чем они связаны?

Е.К.: Большинство промышленных и транспортных объектов завязаны на компьютерные системы. Возьмем для примера автомобиль. У меня есть любимый вопрос: вы знаете, сколько компьютеров в вашем автомобиле?

Нет.

Е.К.: Их много, от 30 до 100, и, к сожалению, они уязвимы. Например, в 2015 году группа исследователей взломала Jeep Cherokee и отправила его в кювет. Подключение было внешнее — по воздуху, взяли управление автомобилем на себя.

Мы сотрудничаем с автопроизводителями и видим, что многие системы остаются небезопасными. Еще мы активно работаем с теми, кто для автокомпаний делает компьютерные системы. Это даже важнее. Автомобильные компании — это сборка. Они делают свой движок, свой кузов, а всю начинку покупают на стороне. Как правило, это делают их дочерние компании, с которыми мы и работаем, чтобы обеспечить безопасность в операционных системах и приложениях, как в автомобилях, так и на заводах.

Какая электроника используется в автомобиле, кроме кондиционера и навигатора?

Е.К.: Вы крутите руль. Думаете, там механика срабатывает? Уже существуют системы без полной механической связи. Педаль газа — сейчас очень часто электронная. Есть электронные системы для торможения. Современные самолеты чаще всего имеют так называемую электродистанционную систему управления, чаще всего без физических приводов. Там провод лежит. С одной стороны — IP-адрес, с другой стороны — IP-адрес.

На что можно воздействовать со стороны? На тормоза, акселератор?

Е.К.: В случае успешного взлома — на очень многое. Автоматики в автомобиле много. Она управляет самыми разными системами. Например, «дворники» давно компьютеризированы. Машины с такими «дворниками» выпускают уже лет 20. Хотя все системы управления были механическими, они дублировались электроникой. В случае ее отказа машина переставала работать.

С моим знакомым был случай: на французской машине он не доехал до дачи несколько километров. Она ему замигала красными сигналами: срочно остановись, потому что беда. Он остановился. Машина сама выключила мотор, включила аварийку, сложила «уши» (зеркала. — «Известия»), опустила подвеску и перешла в аварийный режим. Причина поломки — вода в омывателе закончилась. Это было 20 лет назад.

Как можно защитить автомашины?

Е.К.: Мы разрабатываем защищенную безопасную операционную систему (ОС), которая, в частности, может быть использована для автомобилей. На нас выходят компании, которые разрабатывают автомобильный софт и хотят с нами работать. Например, немецкая компания SYSGO, которая создает программное обеспечение для промышленной автоматики, автомобильной электроники, авиационной промышленности. Они используют наши наработки.

С кем из автопроизводителей работаете напрямую?

Е.К.: Мы пока не можем называть конкретные марки. Работаем с компаниями, выпускающими машины, которые здесь, в России, ездят по дорогам.

С российскими производителями автомобилей не работали?

Е.К.: Пока нет.

А.Д.: Но не исключено, что в ближайшем будущем начнем. Это всем интересно. Сейчас большой вес набирают connected cars — автомобили, которые приезжают домой и обмениваются с «умным домом» информацией, например музыкой, а во время движения обмениваются информацией с другими машинами. Такие авто постоянно находится в контакте с внешней коммуникационной средой. Проблема безопасности выходит на первый план.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Izvestia.ru 25 января 2016 года.

Автор: Владимир Зыков

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

26 января 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 2605

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте