Главному российскому автомобилю – 50 лет

АвтоВАЗ празднует 50-летие «копейки» — 19 апреля 1970-го с конвейера нового завода в Тольятти сошли первые шесть автомобилей. Какого они были цвета, как еще могли назвать новую модель и сколько было итальянского в «Жигулях», рассказывают «Известия».

На самом деле первые машины на Волжском автозаводе начали собирать еще 18 апреля. Генеральный директор Волжского автозавода Виктор Поляков планировал приурочить пуск конвейера к столетию со дня рождения Ленина. Дата была серьезная, а новейшее предприятие — огромное.

«С фотоаппаратом никого не пускать»

Поэтому Поляков действовал осторожно и с запасом — рапортовать заранее о таких событиях было рискованно, оборудование то и дело отказывало, а за день до пуска потерялись сигнальные кнопки шкафов управления, снятые для сохранности.

«На главный конвейер с фотоаппаратом никого не пускать, ни работников, ни строителей, какие бы они ни показывали мандаты. Без моего письменного разрешения. Вплоть до министра. Никаких корреспондентов без моего письменного разрешения не впускать», — распорядился Поляков за несколько дней до старта производства.

Это сейчас 19 апреля — знаковая дата для АвтоВАЗа, тогда пуск производства задумывался довольно скромным. Нескольким десяткам рабочих под руководством фиатовских инструкторов предстояло собрать шесть первых машин. При этом сборка велась точно по технологии на конвейере, хотя он в тот день двигался медленно и с остановками.

«На столах, принесенных из столовой, кабинетов и расставленных на протяжении всего конвейера выложили детали. Не все детали подходили хорошо: смежники тоже отрабатывали технологию впервые. Сложной операцией оказалась установка лобового и заднего стекол: бились, не всегда подходили к проему кузова, сборщики еще не владели нужными навыками в совершенстве», — вспоминает Юрий Астахов, на тот момент бригадир бюро отдела технического контроля.

Около трех ночи 19 апреля, вспоминает первый технический директор АвтоВАЗа Евгений Башинджагян, на машины установили колеса. За рулем первого ВАЗ-2101 синего цвета сидел фиатовский инструктор Бенито Гвидо Савоини. Затем конечную дистанцию конвейера покинули остальные пять машин, еще одна синяя и четыре вишневые. После чего автомобили с зажженными фарами и под рев клаксонов носились по свободным цехам.

По сути, это был тестовый пуск главной нитки конвейера еще недостроенного завода проектной мощностью 660 тысяч автомобилей в год. По соседству рабочие разбирали ящики с крупногабаритным оборудованием, строители продолжали укладывать тротуар, дороги.

Выпуск машин в последующие месяцы был невысок. В мае сделали 72 штуки, в июне — 302, а в июле — 402. Массовое производство на конвейере развернули только к сентябрю — и то в смену собирали всего 70 машин. К концу года выпуск довели до 350 седанов, а в марте следующего года к 50-тысячному ВАЗ-2101 завод вышел на 500 автомобилей в сутки.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Iz.ru 19 апреля 2020 года.

Автор: Евгений Багдасаров

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

20 апреля 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 56494

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте