Евгений Уфимцев: «Остается проблема создания запаса»

Пилотный проект использования б/у запчастей для ремонта по ОСАГО в некоторых регионах могут запустить уже в I квартале 2023-го, рассказал «Известиям» глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев. Союз также обсудит с ЦБ увеличение сроков ремонта до 60 дней. Это необходимо, так как в следующем году комплектующих тоже будет не хватать. Сейчас на рынке отсутствует около 15-20% деталей, как в виде оригиналов, так и аналогов. Также Евгений Уфимцев анонсировал, что в 2023-м водителей начнут штрафовать за отсутствие ОСАГО по камерам.


Какие основные тенденции развития страхового рынка можно выделить по итогам 2022 года? И насколько сильно на него повлияли санкции?

На фоне снижения реальных доходов граждан и всплеска инфляции перед страховщиками стояла задача сохранить клиентскую базу и трансформировать ряд продуктов. В первую очередь продолжил развиваться рынок моторного страхования и страхования жизни. На первый сегмент значительно повлияло изменение стоимости запасных частей. Российский союз автостраховщиков (РСА) летом этого года делал обновление справочников, и по ним рост составил в среднем почти 30%, а по отдельным маркам машин повышение цен достигало и 40-50%. Это привело к росту сумм страховых выплат и не могло не отразиться на стоимости ОСАГО. При этом страховщики в первую очередь увеличивали цену полиса для аварийных и молодых водителей, в среднем же ОСАГО подорожало только на 10-12%.

Появились ли какие-либо новые продукты на фоне санкций?

На фоне дефицита запасных частей изменения произошли в моторном страховании. Страховщики поменяли подходы и начали разрабатывать новые коробочные продукты, потому что машины резко подорожали и цена классического каско для многих автовладельцев оказалась слишком высокой. В этом году увеличилось количество предложений так называемых мини-каско, продуктов с франшизами (когда клиент самостоятельно оплачивает часть затрат на ремонт), ограниченным покрытием, например, включающем только тотальную гибель авто.

ЦБ назвал меры поддержки для страховщиков в 2023 году. Достаточно ли их и будете ли вы обращаться за другими послаблениями?

Пакет наших предложений для поддержки отрасли был значительно больше, но около 60-70% Банк России поддержал. Часть мер была ограничена сроком до конца 2022 года, поэтому сейчас мы обсуждаем продление некоторых их них, а также введение ряда других. Например, необходимо увеличить срок ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней. В начале переговоров с ЦБ казалось, что ситуация с запчастями быстро исправится, однако этого не происходит. И чтобы страховщики могли ремонтировать больше авто по ОСАГО, сроки надо изменить.

Планируете ли вы обсуждать использование б/у запчастей?

Да. Весной, когда мы только внесли эту меру, ситуация была не столь критична. Однако сейчас для новых машин отдельных категорий запчастей недостаточно, и б/у детали уже активно используются. Страховщики только хотят легализовать существующую норму, причем в четко оговоренных ситуациях. Например, для машин с правым рулем, которые традиционно ремонтировали б/у запчастями. Еще мы предлагаем использовать бывшие в употреблении детали, которые не влияют на безопасность, то есть не двигатель или коробку передач, а, например, бампер, крыло. Мы надеемся, в следующем году эта практика будет реализована.

Примерно когда?

Чтобы использовать б/у запчасти, придется подготовить нормативные документы и требования, это займет как минимум три-шесть месяцев. Мы скоро обратимся с администрацией Приморского края, где как раз наиболее активно используют такие детали, чтобы в виде эксперимента разрешить ремонт бывшими в употреблении запчастями в отдельных субъектах. Этот проект может стартовать уже в I квартале 2023 года. Что касается увеличения сроков, повсеместного разрешения использовать б/у детали и других послаблений — мы проведем совещание с Банком России в январе и обсудим меры на 2023 год.

Дефицит запчастей сохраняется?

Да. Логистика улучшается, стали привозить уже больше запчастей, однако полного замещения поставок еще нет. Остается проблема создания запаса и ассортимента нужных деталей.

Некоторые запчасти можно производить и на территории России. Заводы в Татарстане, центральной части РФ, которые раньше выпускали комплектующие для сборки новых авто, теперь создают запчасти для ремонта. Кроме того, они расширили ассортимент. Например, раньше они изготавливали только пластиковые накладки для Hyundai или Toyota, а теперь модернизировали производство и начали выпускать также похожие детали для Kia и других.

Какой доли запчастей сейчас нет на рынке ни в виде оригиналов, ни в виде аналогов?

По нашим оценкам, примерно 15-20%. Бывает, для ремонта не хватает какой-то одной запчасти, но машина не может из-за этого встать на ремонт.

Параллельный импорт все еще не полностью налажен?

По нашим данным, за последние два-три месяца этого года доля компенсаций с ремонтом упала до 0%. При этом до возникновения дефицита запасных частей она составляла от 11% до 15% от всех выплат по ОСАГО. На этом основании мы можем сделать вывод, что система параллельного импорта пока не заместила нормальную и привычную всем логистику. Первоначально мы надеялись, что ситуация исправится буквально за два-три месяца, но этого не произошло.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на портале Iz.ru 28 декабря 2022 года.

Автор: Мария Колобова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

28 декабря 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 2897

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте