«Сокращение зарплат, но не сотрудников»

В ноябре калининградский завод «Автотор» отметил 20-летний юбилей. На фоне заметного спада на авторынке предприятие снизило объем производства, но обошлось без сокращений персонала. О том, как второй по величине автозавод в России борется с кризисом и чиновниками, почему не хочет работать с китайцами и за счет чего калининградские BMW получаются лучше немецких, «Газете.Ru» рассказал председатель Совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов.


В середине ноября на «Автоторе» запустили производство полного цикла автомобиля Kia Cerato. Плановый объем производства, включающий сварку, окраску кузова и сборку модели, составит 50 тыс. машин в год. В Калининграде этому событию придают важное значение: завод развивается в условиях спада рынка, привлекая новые инвестиции, только компания Kia вложила в проект €20 млн, а общая сумма затрат составила €50 млн.

Валерий Иосифович, в прошлом ноябре вы уже запустили производство полного цикла Kia Sorento. Почему для вас так важен запуск Cerato?

Для нашего предприятия это действительно важное событие, и не случайно, что на торжественную церемонию приехал один из высокопоставленных чиновников Минпромторга РФ. Запуск полного цикла Kia Cerato на самом деле качественный этап развития компании. Дело в том, что мы создали возможность оптимального числа выпуска автомобилей в полном цикле, при котором уже экономически обоснованно производить в нашем регионе локализацию компонентов.

То есть развивать производство комплектующих здесь же?

Да. Мы сегодня получаем 3600 деталей и узлов. Но согласно взятым нами обязательствам, к 2018 году половину из этого объема мы должны производить на местном производстве. А без производства полного цикла достигнуть такого уровня нам точно не удастся. И сейчас нам уже гораздо легче развивать в регионе производство компонентов, приглашать новых партнеров сюда, потому что уже есть куда. Мы рассчитываем на помощь нашего областного министерства промышленности. Потому что у нас те же корейцы изготавливают даже автомобильные сиденья, хотя в области сосредоточено 60% российского мебельного производства. Почему так? Это ненормально.

Но мы же не в состоянии сами делать все узлы и детали. Нужно, чтобы приходили новые игроки. Даже АвтоВАЗ, очень много производящий своими силами, имеет огромное количество поставщиков. И новый виток развития завода в Тольятти связан в том числе и с тем, что эта сфера передается на конкурсную основу, что дает возможность прийти независимым сильным компаниям.

В этом году в стране резко упали продажи новых машин. Какие у вас планы по производству автомобилей на этот и следующий годы?

Наши объемы производства зависят исключительно от наших партнеров: сколько закажут нам, столько и сделаем. Вот у Kia половина проданных в России машин сделана в Калининграде, это около 90 тыс. машин в этом году. Что касается всей группы, то самым успешным у нашего предприятия был 2012 год, когда мы сделали 257 тыс. автомобилей, в прошлом году их было 244 тыс., а в этом порядка 185 тыс., хотя планировали 220 тыс.

Но, что важно, это снижение производства не связано с падением мощностей. Рабочие места, оборудование, цеха и площади — все это не меняется. Правда, сейчас у нас есть некая несбалансированность в мощностях: цех окраски может делать 70 тыс. кузовов, а мощность сварочного цеха — 50 тыс. Но тут все зависит от заказов, место у нас есть, и при соответствующем спросе мощности можно увеличить. И такие планы у нас тоже есть. Будем надеяться, что рынок не совсем замрет, чтобы мы не остались без работы.

Учитывая политическое обострение ситуации в течение года, не оказывается ли на вас какое-то давление со стороны западных партнеров? Все ли планы в силе?

Конечно, мы переживаем, думаем об этом, но пока все наши договоренности с зарубежными партнерами остаются неизменными. Хотя, не скрою, их реализация кое-где замедлилась. С тем же BMW по совместным инвестициям мы рассчитывали сделать в этом году больше. Но еще раз повторю, что все прежние договоренности в силе и наши зарубежные партнеры в этом смысле в политические игры не играют: все понимают, что санкции рано или поздно закончатся. А с некоторыми нашими партнерами мы даже идем с опережением графика. Тот же запуск производства Kia Cerato по полному циклу был запланирован только в апреле 2016 года.

На вашем предприятии производится около 30 моделей легковых машин таких популярных производителей, как BMW, GM, Hyundai и Kia. Но у вас не видно китайцев, которые очень активно пытаются зайти на наш рынок и готовы строить в кризис гигантские автозаводы с нуля. Ведь у вас им было бы намного легче…

У нас уже был такой опыт. Мы в 2005 году начали совместный проект с Chery и уже на второй год выпустили 43 тыс. машин. Но мы это сотрудничество прекратили, как и сборку китайских грузовых автомобилей. В прессе это пытались объяснить каким-то запретом правительства или какими-то причинами с невыгодной курсовой ситуацией с рублем, долларом и юанем. На самом деле никакого давления на нас вообще не оказывалось, с валютой ситуация и правда была непростая, но это не было причиной остановки производства.

Мы перестали выпускать китайские машины после того, как в прессе стала публиковаться вполне достоверная информация от потребителей, экспертов о ненадлежащем качестве этих машин. То, что это автомобили бренда Chery, вопрос второстепенный, а самое главное, что их делал «Автотор».

Мы не могли дальше рисковать своим имиджем, нам уже фактически предъявляли претензии наши другие партнеры. Конечно, им такое «соседство» в плане репутации тоже было не нужно. То есть нам это грозило потерей всего бизнеса. В итоге мы предложили Chery пойти на выпуск сразу новых моделей, которые еще только разрабатывались. Они слишком долго думали, и в итоге мы сказали, что не будем производить их автомобили. Спустя годы, заметно возмужав, Chery снова к нам пришли, но у нас для них уже нет места.

А кроме Chery других вариантов из Китая не было?

С периодичностью раз в три месяца к нам приходят все ведущие китайские производители с проектами разной степени проработки. Некоторые из них, скажем так, довольно залихватские: новый завод за полтора года, многомиллионные инвестиции, целый городок рабочих, которые будут строить круглосуточно. Но все это тоже настораживает, и на сегодня у нас планов сотрудничества с ними нет.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Gazeta.ru 1 декабря 2014 года.

Автор: Анатолий Караваев

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

2 декабря 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 2250

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте