«Если машина нужна, почему бы не купить в кредит»

Все больше россиян покупают новые автомобили в кредит. Их доля на авторынке составляет около половины от всех продаваемых машин и продолжает стремительно расти. О ситуации, сложившейся на российском рынке автокредитования, и о его подводных камнях «Газете.Ru» рассказал директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.


— Алексей Валентинович, сколько людей в России сейчас имеют кредиты вообще и автокредиты в частности?

— На 1 октября 2013 года в базе НБКИ содержится информации о более чем 45 млн действующих кредитов. Из них 2,5 млн — автокредиты. Средний размер действующего займа на покупку машины составляет около 504 тыс. рублей.

— А есть какие-то абсолютные цифры на этот счет?

— Да, общий рынок действующих займов составляет около 9,4 трлн рублей, из них автокредитов примерно 1,3 трлн.

— Судя по вашим словам, доля купленных в кредит машин у нас должна быть достаточно велика.

— Да, по итогам 9 месяцев этого года она составляет 46% при том, что годом ранее было всего 29%. Автокредитование востребовано и популярно. По нашим оценкам, уже в следующем году больше половины новых машин в стране будет покупаться в кредит.

— При этом далеко не всегда, взяв кредит, заемщик может его вернуть. Как часто это происходит?

— Если говорить о кредитах в целом, то средний показатель невозврата — чуть более 5%. По автокредитам этот показатель существенно меньше, потому что это залоговое кредитование. Здесь речь идет примерно о 2%.

— То есть, если человек не может вернуть автокредит, банк заберет у него машину?

— Да, именно так. Такая же ситуация и с ипотекой, там тоже нужен залог. Когда люди отвечают имуществом, они более ответственны и более дисциплинированны при выплате займов.

— Насколько вообще оправданно покупать автомобиль в кредит? Ведь это не совсем ликвидный актив. Стоимость автомобиля постоянно падает, а человек в это время продолжает выплачивать первоначальную цену, да еще с процентами.

— Здесь своя логика. Купленный в кредит автомобиль — это предмет личного потребления, и покупают его, конечно, не для перепродажи. Поэтому и мыслить категориями ликвидности в данном случае не совсем уместно. Принимая решение о покупке того или иного предмета потребления, будь то автомобиль или холодильник, человек понимает, что он ему нужен здесь и сейчас. И обладание этим предметом и есть главная польза.

Поэтому, если денег не хватает, кредит совершенно оправдан. Более того, зачастую это единственно возможный вариант для человека получить то, что ему нужно.

— Если бы ваш близкий друг или родственник собрался купить автомобиль в кредит, что бы вы посоветовали ему сделать?

— Я бы посоветовал взять. Ставки отнюдь не запредельны, а если машина нужна, то почему бы не купить в кредит. Большой нагрузки на бюджет домохозяйства выкуп авто в кредит не составит. Но, естественно, надо соотносить со всем этим свою заработную плату.

— Что будет дальше с рынком автокредитования? Он будет расти?

— Да, в следующем году для этого есть все предпосылки. Прежде всего я имею в виду госпрограмму по субсидированию процентной ставки по автокредиту. Это достаточно эффективная мера со стороны государства. Она существенно стимулирует кредитные программы самих банков и, как следствие, автопродажи. Я думаю, что и роль купленных в кредит машин на всем рынке будет расти.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Gazeta.ru 30 октября 2013 года.

Автор: Анатолий Караваев

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

31 октября 2013
  • Комментарии 0
  • Посещений 2773

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте