Владимир Моженков: «Мы останемся автодержавой»

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков рассказал, когда авторынок достигнет дна, какие перспективы у российского и китайского автопромов, почему дилеры работают в ноль и что им делать, чтобы удержаться на плаву.


Как в нынешней ситуации резкого спада авторынка чувствует себя Петербург?

Петербург чувствует себя так же, как и страна. Не очень хорошо. Такого падения за всю историю авторынка России не было. По данным АЕБ, рынок упал на 36%, а по данным о постановке на учет — на все 45%. На 23% сократился рынок машин с пробегом. В итоге к концу года будет продано в общей сложности 5,9-6 млн машин по сравнению с 8,6 млн машин в 2014 году. Масштаб бедствия огромен, учитывая, сколько было сделано, чтобы создать автомобильную отрасль в России.

Все крупные мировые автопроизводители разместились у нас. Это большое завоевание. Авторетейл также развивался стремительно. Мы посчитали, что на 1 февраля в стране работало 4 398 дилерских центров. Инвестиции россиян в их создание составили почти $15 млрд. Это вдвое больше, чем вложили мировые производители. Посмотрите на наши дилерские центры — многие похожи на дворцы по сравнению с европейскими. Планка была очень высокой.

За это мы и расплачиваемся. Если раньше срок окупаемости дилерского центра был 3-5 лет, то в текущих условиях — более 10 лет. Многие центры строились на заемные средства с расчетом на хорошие продажи. Сейчас старые расчеты можно выкинуть и думать, как отдавать кредиты.

А как автодилеры приспосабливаются к ситуации?

Во-первых, закрываются. Если банкротятся, то тихо, без шума. В прошлом году закрылось 311 центров по стране. Во-вторых, перепрофилируются под другую марку или подержанные автомобили. Есть, конечно, и те, кто растет и развивается, но их немного. Сейчас продажа машины в ноль — уже событие. В нашей отрасли давно о марже забыли, лишь бы выжить. Рынок упал настолько, что чуть ли не каждый клиент разоряет дилера, потому что ценовое предложение играет главную роль.

Но надо помнить, что каждый автоконцерн заинтересован в сохранении своей дилерской сети и доли рынка. Многие импортеры и дистрибьюторы делают дисконтные программы, хорошие кредитные предложения, стараясь сохранить долю рынка.

Не продав автомобиль, нельзя продать страховку, зимнюю резину, сервис, аксессуары, гарантийное и постгарантийное обслуживание. Так что продажа машины — это ядро. Я бы также посоветовал обратить внимание на рынок машин с пробегом, который падает, но не так резко.

Каков ваш прогноз на 2016 год?

Если санкции отменят до конца года, то шанс на восстановление рынка в ближайшие несколько лет есть. Но думаю, эта ситуация может продлиться очень долго. Кто-то уйдет в серую зону, более 1 тыс. центров могут закрыться. Если темпы останутся такими же, то это уже не падение, а катастрофа. В отсутствии глобальных экономических реформ надежда лишь на то, что сегодня в России насчитывается более 41 млн легковых автомобилей 56 мировых марок. Из них почти 25 млн старше 10 лет. Этот парк должен обновляться, отложенный спрос будет нарастать. Уверен, что мы останемся автомобильной державой, для россиян машина — не просто средство передвижения, а член семьи.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале DP.ru 03 августа 2015 года.

Авторы: Александра Конфисахор, Ксения Черноморова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

3 Августа 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 2638

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте