«Прогноз на целый год – очень большая роскошь»

2022 год стал настоящим шоком для авторынка страны. Уход европейских брендов, остановка поставок автомобилей, рост цен на машины и запчасти. Все это привело к тому, что в 2022 году продажи автомобилей в России упали до 687 тыс. единиц, что на 58,8% меньше, чем годом ранее. НП опросил петербургских дилеров о том, каким для них был прошедший год и чего они ждут от 2023 года. Прошедший год был крайне тяжелым, а прогнозы на будущий бизнесмены и топ-менеджеры называют роскошью.


Евгений Пекарский, директор автоцентра Mercedes-Benz ГК «Вагнер»:

Мягко выражаясь, год был непростой. Начиналось все за здравие, но потом прилетел жирный «черный лебедь», передал всем привет от Нассима Николаса Талеба и с выражением спел песню. Не только, конечно, автобизнесу, но ему, как водится, в первую очередь. Так что I полугодие все работали еще по накатанным бизнес-моделям, а с середины года стало приходить понимание неотвратимости кардинальных изменений. В данный момент оценка перспектив автомобильного бизнеса — дело крайне неблагодарное, поэтому сейчас никто даже приблизительно не скажет, что будет через год или два и на какую дорожку вся эта история приведет.

Кто-то из коллег скажет про новые вызовы и про то, что проблемы и вызовы делают всех сильнее. Я оставлю возможность высказаться на эту тему им. От себя же могу сказать, что нас ждет длительный революционный или, скорее, инволюционный период и, как следствие, кардинальная трансформация того, что мы сейчас называем автомобильным бизнесом в РФ. Поскольку на большинство вопросов ответа никто не знает, то каждый сейчас ищет возможности трансформации самостоятельно. Бизнес будет, но другой. Какой именно, покажет время.

Михаил Жуков, исполнительный директор автохолдинга «Максимум»:

Главное изменение в минувшем году для дилеров — это прекращение поставок машин большинства брендов, ряда запасных частей и рост цен. При этом мы стали дилерами брендов, которые продолжают поставки. Это и китайские, и российские бренды: Haval, Chery, Exeed, Omoda, Geely, Sollers. В очень сжатые сроки участвовали в тендерах, реконструировали дилерские центры, открывали продажи и сервис, учили персонал.

Мы организовали поставки по параллельному импорту машин тех брендов, которые прекратили поставки в РФ. Благодаря этому во всех наших шоу-румах есть привычные покупателям машины — Mitsubishi, Kia, Hyundai, Audi, Volkswagen. Причем ввезены они официально, сертифицированы, по ним уплачен НДС, что особенно важно для наших корпоративных клиентов и лизинговых компаний.

Мы активизировались еще больше на рынке машин с пробегом и теперь предлагаем их нашим клиентам не только в нашей флагманской локации в Мурино, где стоит более тысячи машин с пробегом, но и в шоу-румах новых машин как достойную замену подорожавшим новым автомобилям.

Это был очень тяжелый год, пришлось перестраивать бизнес, заниматься тем, чем мы никогда раньше не занимались, получать новые компетенции. Сложно, но мы справляемся.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом»:

Нет прогнозов на ожидаемые события. В текущей ситуации прогноз на целый год — это очень большая роскошь. 2023 год будет определяющим для авторитейла в целом. Много будет событий: кто-то уйдет с рынка, кто-то, возможно, придет из поставщиков.

Мы ждем, что будет увеличено количество брендов из КНР и они смогут предложить что-то новое для нашего рынка. 2023 год будет под давлением I полугодия 2022 года, и, с точки зрения текущего восприятия ситуации, в продажах вряд ли возможен рост. Но давайте дождемся окончания I квартала и посмотрим тренд спроса.

Безусловно, хочется стабилизации ситуации в целом. Тогда большая часть российских бизнесов может рассчитывать на какое-то восстановление.

Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс»:

Несмотря на сохраняющуюся неопределенность, системный бизнес не может существовать без прогнозов. Исходя из текущих предпосылок, можно предположить, что в 2023 году 80-90% объема продаж новых легковых автомобилей распределится между китайскими брендами, а также продукцией автозаводов АвтоВАЗ и «Москвич».

Не более 20% совокупного объема рынка придется на сохранившиеся с 2022 года на складах дилеров остатки автомобилей европейских, корейских и японских брендов, на автомобили, ввезенные по параллельному импорту, и, хотелось бы надеяться, на новые поставки со стороны корейских брендов.

Объем продаж новых автомобилей в 2023 году, скорее всего, окажется близок к результатам текущего года, то есть около 800 тыс. штук. По понятным причинам весь I квартал рынок будет сильно отставать от результатов прошлого года, однако уже с апреля, в случае сохранения текущей конъюнктуры, можно ожидать значительного роста рынка к результатам апреля-декабря 2022 года.

Мы ждем активного роста ассортимента от представителей китайского автопрома. Появятся новые бренды, а уже существующие значительно расширят свой модельный ряд. Ждем стратегических решений по судьбе российских автозаводов, расположенных в Петербурге, Калининграде, Владивостоке. От этих решений зависит будущий рельеф российского ритейла.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в издании «Новый проспект» 16 января 2023 года.

Автор: Александра Конфисахор

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

16 января 2023
  • Комментарии 0
  • Посещений 7530

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте