Вячеслав Зубарев: «Такого в других странах нет»

«В Америке сматывание пробега на автомобиле — уголовно наказуемое деяние», — говорит Вячеслав Зубарев, объясняя, почему его новое детище — «убийца авторынков» в Высокогорском районе — обречено на успех. В ходе интернет-конференции с читателями «Бизнес Online» председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» рассказал о сжатии рынка из-за падения доходов населения, моде на кроссоверы и громком деле о мошенничестве в его автосалонах.


Вячеслав Викторович, насколько может упасть автомобильный рынок в текущем году?

Большого падения в количественном выражении, конечно, не будет. По итогам года ожидается около нуля, может быть, минус два-три-пять процентов. Но большого обвала точно не случится. Недавно в разговоре про российскую экономику услышал такое выражение: «Когда ты сидишь в болоте, то с обрыва упасть невозможно». А автомобильный рынок — это отражение состояния экономики. Если она не упадет с обрыва, то и автомобильный рынок оттуда не упадет. Но мы же хотим развития, прогресса, жить лучше. Когда я говорю «мы», имею в виду не только ТТС, но и всех граждан России.

Но на протяжении долгих лет «ТрансТехСервису» как-то удается расти. В чем секрет?

У нас тоже разные периоды случались. Бывали и спады, и мы не застрахованы от них в дальнейшем. Конечно, во главе угла сегодня стоят повышение эффективности работы и клиентоориентированность. И здесь нам надо много еще над чем работать.

Какие показатели за девять месяцев 2019 года по продажам новых и б/у автомобилей у ТТС?

Мы не упали, но и не приросли. Прогноз такой: по итогам года мы немного вырастем — в пределах пяти процентов. Сегодня главная наша цель — не больше продавать, а повышать эффективность. Крупный, но неэффективный игрок на сегодняшнем рынке обязательно упадет.

А что значит эффективность, если это не рост? Сокращение издержек?

Да, работа с неоправданными затратами.

Какие это, например, затраты?

Например, фонд оплаты труда. У нас в планах — рост среднего размера зарплаты наших сотрудников, но так, чтобы возрастала и эффективность их работы. И не за счет увеличения рабочих часов, а за счет рационально выстроенного процесса. У нас ведь не только продавцы, они составляют значительно меньшую часть сотрудников, есть и обслуживание, и сервис, и вспомогательные службы. Из 6 тысяч работников продавцов у нас меньше тысячи. Надо, чтобы росли и зарплата, и квалификация, при этом затраты будут сокращаться.

Эта задача выполнимая вообще?

А куда деваться?! Например, очень крупная статья расходов — реклама, маркетинг. Порой за миллион рублей можно получить больший эффект, чем за 5 миллионов. Это затраты? Затраты. Их можно эффективно делать? Да. И мы это делаем. Например, ушли с телевидения, стали больше рекламироваться в интернете.

Еще существуют такие затраты, как оборотный капитал. Машина — вещь дорогая, мы постоянно кредитуемся, чтобы был склад автомобилей и запчастей. Сегодня у нас на складе порядка 11 миллиардов рублей, а это около 120 миллионов рублей затрат в месяц. Если мы сократим оборотный капитал на 20 процентов, будет экономия 25 миллионов рублей. И от этого никто и ничто не пострадает. Ну кроме банков, которые нас кредитуют.

Какой объем склада должен быть, чтобы это не было в ущерб работе автосалонов и сервисных центров?

Можно довести до абсурда — обнулить склад и говорить: «Вносите деньги — и мы привезем вам автомобиль». Но, боюсь, при таком подходе мы обанкротимся через месяц. Можно раздуть склад и нести внушительные затраты. Надо найти золотую середину, которая не отразится на результативности продаж, но позволит снизить затраты. Это та цель, которая сегодня стоит перед нами.

Какие изменения произошли в ТТС за прошедший год с сентября 2018-го?

Мы перепрофилировали автосалон в Йошкар-Оле — открыли дилерский центр Lada, открыли автосалон Mazda в Уфе. Запустили мобильное приложение ТТС, которое должно улучшить коммуникации с нашими клиентами. Теперь посмотреть историю обслуживания автомобиля, записаться в сервис к определенному мастеру и даже выбрать себе автомобиль с пробегом можно в режиме онлайн.

В свое время была новость, что вы планируете запустить масштабный проект по продаже подержанных авто с гарантией качества, который позволил бы избавиться от обмана со стороны серых перекупов на рынке. На какой стадии этот проект?

Данный проект мы приурочиваем к открытию большой площадки по продаже автомобилей на 818-м километре М7, недалеко от поселка Дербышки, а строительство у нас подзатянулось из-за дождливого лета. Но все строительные работы уже завершились, там сейчас уже работает госкомиссия, и мы со дня на день ждем подписанного ею акта.

Когда открытие?

Думаю, технический запуск состоится в ноябре, а торжественное открытие — чуть позже.

В Казани для этой площадки вам места не нашли или у вас есть свой резон делать это за городом?

За машиной с пробегом, как правило, люди едут целенаправленно, а не просто погулять по автосалону, посмотреть новинки. Я на себе примерил, куда бы поехал, чтобы выбрать машину с пробегом: в четыре автосалона в черте города, где 200-300 машин, или же на одну площадку за городом, где 2-3 тысячи автомобилей. Ответ был для меня очевиден. Из центра города ехать до мегамолла не дольше и зачастую удобнее, чем куда-либо внутри города. При этом имеющиеся площади позволяют спокойно разместиться — удобно подъехать и припарковаться. Мы построили крытые комплексы, которые защищают автомобили и покупателей от дождя и снега. Там будут применены самые современные технологии, которые позволят клиентам быстро и с комфортом выбрать автомобиль.

Эту площадку вы открываете, следуя тенденциям рынка, когда платежная способность людей падает и они вынуждены покупать подешевле?

Интерес к автомобилям с пробегом будет всегда — об этом говорит и мировая практика, и количество продаваемых машин. Всегда и во всех странах автомобилей с пробегом продается в разы больше, чем новых, поэтому мы хотим предпринять новые шаги в данном направлении.

А в ТТС какое соотношение продаваемых новых машин и авто с пробегом?

У нас автомобилей с пробегом продают меньше, но, думаю, эту ситуацию мы исправим.

Благодаря новой площадке?

Не только. К сожалению, у нас пока еще есть пробелы в законодательстве, которые не позволяют сделать этот рынок полностью цивилизованным. Думаю, рано или поздно подобным будут заниматься. Знаю, российская ассоциация автодилеров тоже лоббирует данный вопрос. Например, в Америке сматывание пробега на автомобиле — уголовно наказуемое деяние. Это мошенничество в чистом виде! А у нас за такое не предусмотрено никакой ответственности, потому существуют всякого рода жулики, перекупы: сматывают счетчики и продают по завышенной цене. Что такое смотать несколько десятков тысяч километров? Это значит намного завысить фактическую стоимость машины. И второй момент — сегодня продажа автомобиля с пробегом от одного предприятия другому происходит с двойным налогообложением по НДС. Такого в других странах нет.

В 90-е годы все мы искали подешевле и шли на рынок, потом постепенно поняли, что там риски выше, и пошли в магазины. Думаю, то же самое ожидает и авто с пробегом. Это слишком дорогая покупка, чтобы рисковать.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Business-gazeta.ru 30.10.2019

Автор: Татьяна Завалишина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

30 октября 2019
  • Комментарии 0
  • Посещений 9972

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте